МАРИНА ЦВЕТАЕВА

125 лет со дня рождения 

       Цветаева однажды записала в дневнике: «Жизнь – вокзал, скоро уеду, куда – не скажу…» Это была ее формула судьбы, вечно уходящей куда-то: совсем и со всем. Это была ее формула жизни: она жила то расставаниями, то ожиданиями, любила свое одиночество и ужасно страдала от него. Наконец, это была ее формула быта – ни «вечного угла», ни домашнего уюта, все разбросано, скомкано, временно – как в пристанционном буфете…
    Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892г. в Москве, в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора изящных наук, историка, филолога, основателя Музея изобразительных искусств им. Пушкина, и пианистки Марии Александровны Мейн.
    Марина получила прекрасное образование, языки знала с детства, немецкий считала своим вторым родным. Стихи начала писать с 5 лет – по-русски, по-французски и по-немецки. Занятия литературой переросли в подлинную страсть.
    В анкете 1926 г. Цветаева назовет любимые с детства четыре вещи: это музыка, природа, стихи и одиночество. Одиночество было всегда. Музыка и стихи для нее всегда были тождественны: слова не читались, они звучали, ломались в диссонансах и сходились в гармонии. Это особая – глубинная – стихия творчества Цветаевой.
     Первую свою книгу стихов «Вечерний альбом» Цветаева издала за свой счет, отдала тираж в какой-то магазинчик и.. успокоилась: история ушедшего детства переплетена, и ладно. Между тем книгу, как ни странно, заметили: откликнулись Гумилев, Нарбут, Брюсов, Волошин. Именно последний, будучи очарован и покорен глубиной таланта Марины, неожиданно нанес визит семейству Цветаевых. После этой первой встречи Волошин и Цветаева, несмотря на значительную разницу в возрасте стали самыми близкими друзьями, души которых роднила сама Поэзия.
    Впоследствии поэтесса была самой долгожданной гостьей в доме Волошина в Коктебеле. Она частенько навещала его здесь. Именно под крымским небом состоялось знакомство Марины с ее будущим мужем, Сергеем Эфроном.
Приемниками успеха «Вечернего альбома», стали новые сборники, вышедшие один за другим: «Волшебный фонарь» (1912г.) и «Из двух книг» (1913г.). Оба они были выпущены издательством «Оле-Лукойе», принадлежавшим человеку, с которым Цветаева в 1912 году навсегда связала свою судьбу, Сергею Эфрону.
     Первые годы супружеской жизни были полны романтики и чувств. Но уже с 1917 года биография Цветаевой наполняется непрерывной чередой испытаний. Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками.
     Тем временем Марина отчаянно сражается за жизнь двух дочерей, пытаясь не дать им умереть от голода. Она понемногу печатается в Госиздательствах «Вёрсты» и «Царь-Девица», за что получает свой скудный паек. От болезни умирает младшая дочь, Ирина.
    Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она, как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и легкость, из них, как песок сквозь пальцы уходит жизнь.
    Все это время Марина ничего не знает о судьбе мужа. Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине.
В период с 1922 по 1923 г.г. за рубежом выходит пять ее книг, в числе которых «Поэма Горы», «Поэма Конца». Постепенно интерес к ее лирике среди эмигрантов гаснет. В 1924 году она печатается только один раз. Интересный факт: Цветаева вывезла из Советской России рукописный сборник своих стихов «Лебединый стан», посвященный «Русской Вандее», но так и не решилась его напечатать, несмотря на многочисленные предложения.
      1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рожает сына Георгия. После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».
     Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич осуществляет попытки вернуться на родину. Дочь и сын поддерживают идею возврата в Россию и в результате, первой на родную землю ступает Ариадна Эфрон. Следом за ней возвращается Сергей Яковлевич, но вскоре из-за участия в политическом убийстве, он вновь вынужден бежать. Цветаева живет как в каком-то оцепенении. Она понятия не имеет, в какой сфере деятельности замешаны муж и дочь.
     Цветаевой дают разрешение на въезд в Россию. Вместе с сыном она приезжает в Москву. Происходит долгожданное всеми воссоединение семьи и даже начинает казаться, что все самое страшное осталось где-то там, позади. Но тут внезапно арестовывают сначала Ариадну, а потом и Сергея. И вновь начинается череда испытаний. Марина зарабатывает переводами, пытаясь прокормить себя и сына. Ежемесячно она собирает посылки в тюрьму для мужа и дочери.
      С началом войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном сначала она попадает в Чистополь, а к августу оказывается в Елабуге, которая казалась ей местом, где кончается география.
      Не найдя никакой работы, оставшаяся без средств к существованию, подавленная осложнившимися отношениями с любимым сыном, Мария Ивановна пишет в предсмертных письмах: «Я больше не могу, я больной человек. Так лучше. Дальше было бы хуже…».
      31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой – ее нашли повесившейся…

Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!...

А потом не оказалось ни цветов, ни могилы…
Поэзия Марины Цветаевой стала пробивать себе дорогу и обрела, по сути, всенародное признание уже в наше время. Выходят ее стихи огромнейшими тиражами, на многие стихи написаны песни, романсы. Её стихам «настал свой черед», как она пророчески написала в юности.
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Произведения М.И. Цветаевой, имеющиеся в ЦБ:

Сочинения : в 2-х т. /сост. подгот. текста, вступит. ст. и коммент. А. Саакянц. – М.: худож. лит., 1988 Избранное. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 255с.
Автобиографическая проза / коммент. А.А. Саакянц; худож. Ю. Орлов. – М.: Сов. Россия, 1991. – 352с.
В полемике с веком /сост. и автор вступит. ст. Ю.В. Шатин. – Новосибирск: Наука,1991. – 269с.
Воспоминания. – 3-е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1983. – 768с., ил.
Лебединый стан. Стихотворения 1917-1921гг. – М.:Берег, 1991. – 111с.
Лирика: стихотворения, поэмы, проза. – М.: Эксмо, 2009. – 656с. – (Русская классика)
Мой Пушкин /вступит. ст. В. Орлова; подгот. текста и коммент. А. Эфрон и А. Саакянц. – 3е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1981. – 223с.
Неисчерпаемое /сост. и предисл. С. Айдиняна. – М.: Отечество, 1992. – 320с., ил.
Слова и смыслы: стихотворения. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 384с., ил.
Стихи и проза /сост. А. Саакянц. – М.: Эксмо, 2007. – 576с.
Стихотворения и поэмы. – М.: Эксмо, 2010. – 384с.: ил. – (Мировая классика)
Через сотни разъединяющих лет… /коммент. А. Саакянц. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. – 416с.

Литература о М.И. Цветаевой:

Воспоминания о Марии Цветаевой [Текст]: сборник /сост. Л. Мнухин, Л. Турчинский. – М.: Сов. писатель, 1992. – 592с.
Каган, Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели [Текст] /Ю.М. Каган. – М.: Отечество, 1992. – 240с., ил
Калюжная, Л. Сто великих писателей [Текст] /Л. Калюжная, Г. Иванов. – М.: Вече, 2004. – С. 487-496
Куличенко, Н. «Моим стихам настанет свой черед,,,» [Текст] /Н. Куличенко //Новая библиотека. – 2011. - № 16. – С.25-41
Кутьева, Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон [Текст] /Л.В. Кутьева //Литература в школе. – 2003. - № 9. – С. 12-17

 

 

Видео

 

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.