ГлавнаяКоллегамМетодические советы

 Методические советы по организации работы библиотек в помощь экологическому просвещению

Основное и главное требование к экологическому просвещению – это планомерность и систематичность.
Экология – это «перекресток» многих научных знаний. Поэтому следует широко представлять читателям литературу о биологических основах жизни, социальной, экономической, культурной и духовной сторонах жизнедеятельности человека. Деятельность библиотеки по экологическому просвещению своих читателей станет более эффективной, если библиотекарь будет работать в тесном контакте с учителями, и, прежде всего, биологии, географии и химии.
Особое внимание советуем обратить на информационно-библиографическое обеспечение читателей. Очень важно представлять им в полном объеме информацию, несущую экологические знания, используя различные приемы и формы библиотечной практики.
В каждой библиотеке желательно проанализировать книжный фонд и периодические издания в помощь экологическому просвещению: консультации для учащихся и педагогов, рекомендательные списки статей периодики, тематические полки, развалы и просмотры литературы. Литературу по экологии целесообразно сосредоточить в одном месте фонда, что позволит быстрее найти нужный материал.
В систематической картотеке статей можно выделить раздел наиболее спрашиваемых изданий по данной проблеме.
Предлагаем провести в библиотеке экологический марафон «Человек. Природа. Экология», в рамках которого будет организована целенаправленная работа не только с педагогами и школьниками, но и с населением (желательно, с привлечением СМИ).
Вопросы, связанные с экологической опасностью и уроном природе, нанесенным человеком в процессе производственной деятельности, бесхозяйственности и равнодушия, могут быть вынесены для обсуждения на диспутах и дискуссиях. Например:
- Почему продолжает ухудшаться экологическая обстановка в районе, селе, стране?
- Что может повлиять на ее улучшение?
- Возможно ли сейчас, в период резкой дегармонизации отношений общества с природой, дальнейшее развитие производства, экономики, энергетики традиционными способами?
- В чем заключается твой гражданский долг по отношению к природе?
Особую роль в воспитании экосознания молодежи играет публицистика. Её характерная черта состоит в том, что она отражает всегда совершенно конкретную экономическую ситуацию, тем самым приглашая читателей участвовать в её разрешении. Статьи периодических изданий помогут библиотекарю найти правильный тон при обсуждении с читателями острых экологических проблем. Материалы периодической печати можно использовать при проведении суда-диспута, где в роли обвиняемых предстанут организации. Предприятия и отдельные лица, которые повинны в загрязнении окружающей среды. Обвиняться может и сама административная система – за создание условий, при которых ни одна сила, разрушающая природную и жизненную среду, не несет никакой ответственности.
Свидетелями на этом процессе станут конкретные факты, цифры, статистические данные. Среди действующих лиц – судья, прокурор, адвокат, народный заседатель, секретарь.
Можно периодически организовывать дни и недели защиты от экологической опасности; это не только активная работа по ознакомлению читателей с литературой, не только массовые мероприятия, но и какие-то конкретные акции населения, исходя из местных условий и задач).
В библиотеках желательно создать для читателей-детей любительские объединения или клубы. Например: клуб «Юный эколог» – для старшеклассников, или «Зеленый мир» для школьников средней ступени, «Природа – наш дом», «Родник», «Колокол» и т д.
Привлечь внимание читателей различных категорий и возрастных групп к проблемам охраны окружающей среды и экологической опасности помогут циклы книжных выставок (разных типов и видов), открытые просмотры литературы, стенды, плакаты, столы-викторины «Знаете ли вы, что…?», «Внимание! Это актуально!», «Экологический колокол», «Экоглобус» и т.д.
Библиотека может выступить инициатором проведения небольших социологических исследований, организовать опрос населения. Цель этой работы – выяснить знания не только школьников, но и жителей поселков по проблемам экологии, а также их отношение к решению местных актуальных задач в данном направлении. Анкетным опросом можно охватить сразу весь читательский коллектив, а по результатам опроса (после тщательного анализа) целесообразно организовать встречу за «круглым столом», которую можно назвать «Экология – проблема ХХ века».
Анкета:
- Село, поселок, в котором вы живете.
- Оцените состояние экологической обстановки в районе: благоприятная, удовлетворительная, неудовлетворительная, тяжелая, катастрофическая (несовместимая с жизнью). Как меняется (ухудшается, улучшается, стабилизировалась).
- Что особенно тревожит (состояние воздуха, воды, пищевых продуктов, ландшафта в целом, климата, почв, лесов, зеленых насаждений, животного мира)?
- Какие предприятия, объекты, виды природопользования (лесозаготовки, осушение болот, газо- и нефтедобыча и т.д.) наносят наибольший экологический вред нашему району? Какие ведомства?
- Бывают ли в районе нарушения ПДК (предельно допустимых концентраций) токсических веществ? Сообщают ли об этом ТВ, радио и местные газеты?
- Есть ли предприятия, объекты, виды природопользования, против которых протестуют жители, и с каким успехом?
- Какие природоохранные организации, общественные и государственные, вы знаете в нашем районе?
- Как относятся к экологическим проблемам района и общественному экологическому движению ваши депутаты, местные власти?
- Есть ли местная газета, печатающая экологические материалы? Как часто? Назовите её рубрики.
- Как вы расцениваете отношение жителей Соль-Илецкого района к экологическим проблемам – равнодушно, сочувственно, с пониманием важности проблемы?
- Есть ли охранные объекты природы на территории вашего населенного пункта или рядом с ним? Насколько эффективна их охрана?
- Какие меры, на ваш взгляд, надо предпринять, чтобы оздоровить окружающую среду в районе?
К встрече обязательно оформить одноименную книжную выставку или широкий просмотр литературы, экологическую газету с освещением местных тем, фотостенд или фотовитрину «Колокол» (критического характера), плакаты с цитатами о природе, о ее значении для жизни человека, «Экоглобус» (плакат об интересных фактах из разных мест планеты). Встреча будет интересной и полезной, если в ней будут участвовать глава администрации поселка, медики, экономисты, представители санитарной службы. Экологической грамотности будет способствовать проведение вечера вопросов и ответов «Что надо знать об охране окружающей среды?». В этом случае, если читатели не проявят заинтересованность и активность в подаче вопросов, то организаторам мероприятия необходимо сделать акцент на рассмотрение следующих моментов:
- Почему проблема охраны окружающей среды является проблемой века на планете?
- Воздух нужен всем живым организмам. Что необходимо сделать для того, чтобы он был чистым?
- Вода и водные ресурсы. Каковы их запасы?
- В чем заключается проблема малых рек?
- Земля и её рациональное использование.
- Роль животных и растений в жизни человека.
- Охрана природы и здоровье человека. Как это взаимосвязано?
- Роль заповедников и заказников для сохранения и восстановления ценных видов животных и растений.
- Что вы знаете о памятниках природы и национальных парках.
- Правовые основы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов – это защита природы. Какие вы знаете постановления и законы об этом?
- Какова ответственность граждан за нарушение законов по охране окружающей природной среды?
- Состояние охраны окружающей среды в районе.
К вечеру можно оформить открытый просмотр литературы и материалов периодической печати «Планета Земля – в опасности» и мини-выставки, рассказывающие о том, что дает природа человеку. Это может быть выставка поделок из лесного материала, лекарственных растений, цветов, фруктов, овощей и т.д. Хорошим дополнением к раскрытию темы могут стать рисунки детей, цитаты о природе. Например: «Без пищи человек может прожить до 30 дней, без воды – 3-4 дня, без воздуха – всего 2-3 минуты, а без атмосферного давления – секунды»; «5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды»; «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни, она – сама жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Ежегодно 17 сентября в стране отмечается День леса. Этому событию советуем посвятить экологический праздник «Все о лесе». Его можно провести непосредственно в лесу с учащимися 1-3, 5-9 классов. Программу праздника необходимо продумать так, чтобы всесторонне показать значение леса. Поэтому предлагаем во вступительной части сконцентрировать внимание на следующем: 
- Лес – важнейшая часть биосферы;
- Лес – среда обитания животных и птиц;
- Лес – источник сырья;
- Лес – лучшее место для отдыха и лечения людей и животных;
- Защитные свойства леса;
- Охрана леса и лесовосстановительные мероприятия в районе (выступление лесников). Вторую часть праздника можно организовать в форме конкурса на знание пословиц, поговорок, песен, сказок, загадок о лесе и его обитателях. Здесь же можно провести и викторину «Что вы знаете о лесе». Содержательной частью праздника может стать выставка изделий, поделок из лесного материала «Вторая жизнь дерева», причем материал для этой выставки ребята собирают здесь же. Правда, на это понадобится дополнительное время, поэтому нужно продумать, чем будут заняты остальные участники праздника. Откроет выставку высказывание К.Паустовского «Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». Советуем оформить стенд-витрину «Что нам дает лес», где будут представлены в натуральном виде грибы, ягоды, мед, сок, витамины (шиповник), лекарственное сырье, пушнину, техническое сырье (береста).
Предварительно можно провести фотоконкурс или конкурс рисунков на заданную тему. Дети, особенно в младших классах, охотно сочиняют стихи о природе, о лесе и о животных. При поддержке и активном участии учителей начальных классов желательно организовать конкурс сочинений о лесе и о его обитателях, лучшие сочинения оформить самодельными книжками, проиллюстрировать книжки детскими рисунками. Во время праздника пройдет презентация этих книжек.
Интересен будет конкурс плакатов «Из жизни деревьев»; он расскажет об удивительных свойствах некоторых деревьев, произрастающих на территории нашего района или области. Например, береза – это символ России. Березовый род включает более 120 видов, из которых 40 растут в России. Или плакат о ели – лесной красавице. Наши предки считали это дерево символом вечной молодости. Если позволяют возможности, можно оформить выставку репродукций с картин русских и советских художников о лесе, а также выставку произведений местных художников.
К мероприятию необходимо оформить большую иллюстрированную выставку литературы (или просмотр). Например, «Из жизни зеленого мира», цитаты, тексты, а также мини-выставку «Это полезно знать», где представить книги и материалы о заготовке, хранении и использовании лекарственных трав, ягод и грибов. Здесь же будет уместно поместить разнообразные рецепты приготовления блюд из лесных даров.
Было бы здорово в конце такого праздника объявить решение сельской администрации о проведении месячника или субботника по очистке леса, посадке деревьев или какой-нибудь другой акции по защите зеленого друга.
Подобные праздники можно посвятить воде, птицам и т.д.
Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много имен людей, обладающих особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.Фет, А.С.Пушкин, Ф.Тютчев, С.Есенин, М.Пришвин, К.Паустовский, И.Бунин.
Поднять интерес к творчеству этих писателей, к истокам их удивительного поэтического вдохновения, какой для них была русская природа, поможет вечер «Прекрасный мир природы», где прозвучат отрывки из поэтических и музыкальных произведений, проза. При проведении вечера советуем использовать фоно-, видеозаписи, диафильмы, картины, диапозитивы, иллюстрации, на которых запечатлены места, где родились, жили и творили поэты и писатели, их любимые уголки природы. Для А.С.Пушкина это – Михайловское, Тригорское, Петровское… С этими псковскими землями была тесно связана жизнь великого русского поэта.
Человек и природа… Эта тема может быть предложена учащимся 9-11 классов для проведения литературного вечера-игры, во время которой раскрываются образы нескольких писателей по данной теме. Для его проведения можно использовать следующие вопросы:
- В стихотворении «Осень» природа и человек изображены так, словно они переживают сходные состояния:
страждут озими – мы страждем от засухи;
уснувшие дубравы – я сладко усыплен моим воображеньем.
- Найдите в стихотворении другие примеры олицетворений, объясните, почему автор так пишет о природе.
- В 1 части стихотворения «Деревня» А.С.Пушкин много раз обращается к природе: «Я твой, я променял…». Почему этого обращения нет во второй части стихотворения? Почему вместо него появляется обращение к друзьям?: «Увижу ль я, о друзья…»?
- В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтова изображены не только природа и человек. Лирический герой этого произведения словно бы забывает о других людях. Он одинок, жаждет общения не с людьми, а с природой. Какие чувства и настроения поэта отразились в этом?
- «Звезда с звездою говорит», «в небесах торжественно», «земля в сиянье голубом» – как вы понимаете эти образы стихотворения «Выхожу один я на дорогу»? Какие явления природы изобразил в них поэт? Какие чувства лирического героя отразились в этих образах?
- Природа в стихах Есенина неотделима от переживаний лирического героя. Докажите это, анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая…»
- Жуковский обладал поэтическим даром, позволяющим ему всего в нескольких словах воссоздавать зримые картины жизни: «Уж вечер…облаков промелькнули края…» Какое состояние природы запечатлел поэт в этих словах? Почему он сказал, что у облаков промелькнули края? Приходилось ли вам видеть такое?
Для успешного проведения этого мероприятия внимание старшеклассников нужно обратить на литературоведческие работы, критику. Для успешного проведения команды должны быть хорошо подготовлены, т.е. знать тексты и хорошо в них ориентироваться, уметь отстаивать свою точку зрения и т.п. Оценивает ответы жюри.
Развитию у читателей потребности в систематическом изучении данной проблемы, а также литературы и периодики по экологии способствуют экотурниры. При подготовке и проведении экотурнира советуем оформить книжную выставку и карту, на которой показана общая экологическая оценка окружающей среды нашей страны.
Примерные вопросы для проведения экотурнира:
- Когда и кем приняты решения о проведении Всемирного дня охраны окружающей среды?
- Кто несет всю полноту ответственности за охрану природы в нашей стране?
- Кто изображен на эмблеме Всемирного фонда охраны природы?
- Происхождение и понятие термина «экология»?
- Назовите природоохранительные организации Нижневартовского района. Расскажите о наиболее ярких их акциях.
- План любой ценой. Даже в ущерб природе. Нравственно ли это или нет? Обобщите свой ответ.
- Мы должны взять от природы все… Можно ли слова Мичурина, относящиеся к селекционированию, распространять на использование природных ресурсов?
- Каковы главные отрицательные моменты научно-технического прогресса?
- Назовите основные виды экономии природных ресурсов.
- Что вы понимаете под выражением «экологически грамотный человек»?
- Что такое экологическое движение? Каковы его характерные черты? Каковы его функции и место в нынешней экологической ситуации?
Учащимся 7-8 классов будет небезынтересно принять участие в викторине «Что мы знаем об экологии?» Вот примерные вопросы:
- Как называется спуск вредных отходов производства в прямо в реку? (выброс);
- В греческой мифологии божество в виде женщины, олицетворяющей различные силы природы (нимфа);
- Какие животные встречаются в нашей местности? Какие из них промысловые? Какие из них нуждаются в охране?
- Назовите природоохранительные территории Оренбургской области (Соль-Илецкого района): (лес Чубурагач, Змеиная гора в Михайловке, Меловые горы в Троицке, Перовские яры и др.);
- Когда и где был основан первый в мире Национальный парк? (Йеллоустонский Национальный парк в Скалистых горах США в 1872 г.)

Экологический чемпионат. Его условия:
1. Выделить по 2-3 знатока по вопросам охраны окружающей среды от класса.
2. Вспомнить события, явления, которые видели, о которых читали по данной теме.
3. Составить краткий устный увлекательный рассказ о путешествии по родному краю, используя периодические издания и книги местного общего значения по Соль-Илецкой земле.
4. Подготовить для соперников 2-3 вопроса, связанные с экологической проблемой.5. Сделать наглядный плакат на экологическую тему.6. Ответить на вопросы предложенной викторины.
7. Подвести итоги конкурса.

Примерные задания для проведения экологического чемпионата:
1. Выявить и назвать природные объекты в районе, подлежащие охране как памятники природы.
2. Описать выявленные памятники природы. Каковы ваши предложения по их сохранности и улучшению.
3. Отметить на карте места сброса промышленных вод и отходов в реки, озера (карту предварительно изготовить).
4. Обозначить на карте дымовые трубы предприятий, выбрасывающих в атмосферу ядовитые газы и дым.
5. Назвать основные места отдыха населения по берегам рек, водоемов и озер.
Выполнить эти задания помогут газеты «Илецкая защита», краеведческий фонд библиотек и т.д. 
Экология и здоровье человека. На сегодня это одна из самых острых проблем нашего общества.
Для учащихся, особенно для 9-х классов, советуем организовать нетрадиционное для библиотеки мероприятие «Актуальный разговор», на котором совместно с медицинскими работниками можно раскрыть взаимосвязь состояния здоровья людей и экологии. Акцент сделать на те вопросы, которые в наибольшей степени интересуют читателей, в частности:
- Как на здоровье людей влияет нарушение состава воздуха?
- В чем вред кислотных дождей?
- Влияет ли на здоровье людей нарушение озонного слоя?
- Как загрязненная питьевая вода сказывается на развитии различных заболеваний населения?
- Магнитные бури и самочувствие людей;
- Развитию каких заболеваний содействуют шумы?
- Какие строительные материалы обладают болезнетворными качествами?
- Как бороться с нитратами?
- Как бороться с «болезнями века» - сердечно-сосудистыми заболеваниями, аллергией?
- Как сберечь здоровье в сложных экологических условиях?
К мероприятию можно оформить развернутую книжную выставку, библиотечный плакат «Вам – о здоровье», а закончить его целесообразно обзором книг, статей из периодической печати или презентацией нового периодического издания, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Проблема охраны окружающей среды находится в центре творчества не только С.П.Залыгина, но и многих других писателей. Это В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев, В.Крупин, В.Песков и т.д.
- Используя книги и публикации газет и журналов, советуем провести для старшеклассников цикл «часов нравственности», цикл бесед, объединенных одной темой «Экология и нравственность». Цель этих мероприятий – воспитание экологической нравственности у каждого человека. Для того, чтобы исправить экологические ошибки прошлого, потребуются многие годы и даже десятилетия. Ликвидация экологических просчетов требует вложения огромных средств, а их сегодня нет. Россия переживает экономический кризис. Главное – не допустить новых ошибок, так как очень дорогой ценой нашему обществу приходится платить за подобные просчеты. 
Распространению экологических знаний, знаний о природе и ее современном состоянии, воспитанию экологической нравственности и экологической морали у читателей будет способствовать проведение читательской конференции. Для обсуждения можно взять злободневную тему - «Защити все живое». Эпиграфом к такой конференции может послужить текст: «Все живое надо хранить как дар, с утратой которого не может быть счастлив человек». Примерные темы для обсуждения:
- Почему вода и воздух должны быть чистыми?
- Животный и растительный мир России. Можно ли помочь ему уцелеть?
- Земля – важнейшее национальное достояние. Сумеем ли мы его сберечь?
- Как лес влияет на генофонд планеты?
- Что вы знаете о проблеме малых рек?
- Писатели, художники, публицисты бьют тревогу об экологической опасности. Чью точку зрения вы разделяете?
- Любить природу – это значит любить Родину. Согласны ли вы с таким утверждением? Если да, то аргументируйте ответ (желательно с использованием местных примеров)).
Если позволит возможность, поощряйте активных участников.
В заключении хотелось бы пожелать вам, уважаемые библиотекари, стать инициаторами экологического просвещения в вашем селе и сделать эту работу систематической, т.к. единичные, разрозненные мероприятия не будут иметь желаемого положительного эффекта.


 Нестандартные формы работы современной библиотеки


 Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе. Некоторые из них уже вошли в практику библиотек МБУК ЦБ, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним. 

Акции 

«Библионочь» – социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. Ключевое направление акции – популяризации книги, поиск новых форм её продвижения. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства.
Буккроссинг (от англ. – «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Принцип «прочитал – отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга - принести прочитанную книгу в Библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.
Флэшмоб (от англ. flash mob – «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия и так же быстро расходятся. Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте района, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся. 

Массовые мероприятия 

Бенефис читателя. В переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей. Включает в себя знакомство с биографией читателя, его книжными пристрастиями, с выставкой книг из домашней библиотеки и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями. Сопровождает бенефис книжная выставка «Мои любимые книги».
Библиокафе (или книжное кафе) – игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Библиомарафон – это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей. Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени.
Библиотечный бульвар – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.
Библиотечный журфикс – это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
Библиофреш – (от англ. fresh – «свежий») – библиографический обзор новинок.
Дегустация литературных новинок – информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Дискуссионные качели. В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». Это могут быть две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – «качели» начинают свое движение.
Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию – «за» и «против» аргумента ведущего. «Оптимисты» и «пессимисты».
Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» – начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что...» – отвечает другая сторона.
Гурман-вечер любителей…. жанра – вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.
Звездопад поэтический – мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.
Квест (от англ. quest – «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша – смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!
Книжное дефиле – торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Книжный дресс-код – форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.
Литературный суд. Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Поэтический баттл – битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это – творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.
Ток-шоу – на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель – нравственное воспитание читателей.
Феерия – представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

Наглядные и информационные формы 

Библиотечный квилт – информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.
Например, «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.
Буктрейлер – это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Очень похож на трейлер к кинофильму. Выполняя свою основную задачу – представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение – в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.


Технология создания библиотечного проекта

Постановка проблемы – описание проблемы, для решения которой создан проект, четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т.е. обоснование актуальности.
Цель – результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.
На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т.е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной – их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т.п.
Методы–мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.
Уникальность – инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.
Сведения о квалификации участников проекта. В списке исполнителей проекта необходимо указать следующие сведения о них:
- базовое образование;
- информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т.п.;
- занимаемую должность и опыт работы;
- знание иностранного языка;
- личностные качества.
Социальное партнерство. Одним из условий эффективности проектов принято считать стремление учреждений культуры к взаимодействию с другими подобными организациями, местной властью, некоммерческими организациями, СМИ. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними.
Ожидаемые результаты. В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.