Методические рекомендации к Году литературы
2015-й год объявлен в России годом литературы. Указ о его прове-дении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью.
Главная задача Года литературы - привлечь внимание общества к литературе и чтению, к открытию заново великих имен российских писателей и поэтов, их выдающихся литературных произведений.
Для библиотечного сообщества это особое событие, связанное с воплощением новых идей, реализацией серьезных планов и программ. Литература имеет огромное значение в жизни каждо¬го человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится челове¬ком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, вос¬питывают собственное мнение, развивают воображение.
Проведение Года литературы будет способствовать повышению интереса общества к современной и классической литературе и чтению, поможет реализовать творческий потенциал российской молодежи, привлечет внимание к вопросам, связанным с популяризацией и сохранением русской литературы.
В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.
Год литературы богат знаменательными и юбилейными датами в области культуры и литературы, которые помогут определиться с темами. В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.
Цели и задачи библиотек района в Год литературы
Цель: формирование у взрослых и детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци-онной культуры личности;
- развитие творческих способностей путем организации литера-турных и поэтических конкурсов;
- активное вовлечение всех категорий пользователей в культурно- просветительскую деятельность библиотеки;
- повышение читательской и творческой активности пользовате¬лей в изучении истории родного края.
Задача библиотек и в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь лю¬дям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить их в ин-формационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.
В работе библиотек по продвижению художественной литературы используются все традиционные формы: выставки, диспуты, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, клубы по интересам, игровые формы. При этом важно искать новые пути, формы привлече¬ния к чтению художественной литературы.
Интересные формы библиотечных мероприятий
в Год литературы
Повысить интерес взрослых и детей к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы библиотечных мероприятий: групповые и индивидуальные.
Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:
- литературные чтения - художественное исполнение произведе¬ний, своеобразный «театр одного актера»;
- циклы чтений - посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей;
- краеведческие чтения - нацелены на популяризацию литературы по краеведению.
Обсуждение книги - рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе-ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре¬ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне¬ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси¬онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи¬щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Литературный праздник - это комплексное мероприятие, требую¬щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте¬каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг¬менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру¬ет идею и итоги праздника.
- литературный утренник для дошкольника - это праздник, где ре-бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри-ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров¬ками и художественными номерами.
- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка - комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто-рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, литературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».
Книжный аукцион - каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал - это массовое народное гуля¬нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библио¬теке можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите-ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре¬лищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот¬ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость - получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре-бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки - форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы.
Флэш-моб (с англ, flash mob - «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу-чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библио¬теки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го¬рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Библиокафе - игровой вариант информационной работы со стар-шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари - метрдотель и официантка. В меню - духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по ...» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Дегустация литературных новинок - информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно¬-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно¬-художественные (по местам, которые были местом действия в произве-дениях того или иного писателя).
Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является вы¬ставка.
Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики», выставка-анонс «Литературный гур¬ман», выставки-раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Репертуар для модного чтения», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие», «Страниц любимых вспомни прелесть».
Выставка одного жанра: названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив...», «Об истории нашей замолвите сло¬во: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».
Выставка-императив - эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, насто¬ятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!», «Читайте лучше – только лучшее!», «Эта книга лучше всех, у нее большой успех!».
Выставка-раритет - на ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составля¬ют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги - долгожители нашего фонда», «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры рус¬ского книжного искусства, «В мире старинных и редких изданий», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История ред¬ких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».
Рекомендуем провести следующие мероприятия:
Конкурсы:
- конкурсы литературного творчества читателей;
- конкурс читательских симпатий «Литературное лето - 2015»;
- конкурс для читателей-детей «Любимые литературные сказки».
Акции:
- благотворительная литературная акция «Книга из рук в ру¬ки» (сбор литературы для социальных учреждений);
- литературная акция «Успешные люди любят читать!» «Мой портрет с любимой книгой»;
- акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»;
- акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».
В Год литературы особенно важно провести мероприятия, посвященные родному языку. Предлагаем провести цикл мероприятий, посвящённых Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. На книжной выставке «Родной язык, как ты прекрасен!» представить книги по грамматике русского языка, по культуре речи, раз-личные словари, а также книги о русских обрядах, пословицы и поговорки. Собрание афоризмов, изречений и высказываний о русском языке предста¬вить на книжной выставке «Сила и красота родного языка». Игра-викторина «Я познаю родной язык», «Фразеологическая дуэль», библиотечный урок «Нам великое слово дано».
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей сла¬вянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В организации программы празднования Дня славянской культуры и письменности можно использовать следующие формы работы:
- литературно-музыкальные вечера: «Славянское культурное наследие», «Шедевры классики», «Равноапостольные просветители России», «Слава вам, братья, славян просветители!»;
- презентации (электронные): «Гимн письменам из далеких времен», «Просветители земель славян¬ских», «У истоков славянской письменности», «Лики святых Кирилла и Мефодия в славянской иконописи».
- литературно-исторический час «История славянской письмен-ности».
- интерактивные путешествия: «От кириллицы до электронной книги», «Откуда есть пошла грамота на Руси».
- игровые программы, викторины: «Вопросы древности - отве¬ты современности», «Пока язык храним, и в Слове зреет свет - мечтам предела нет!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки», «История славянской азбуки», «От первых свитков до больших томов», «Слово - драгоценный дар», «Азбука - начало всех начал»;
- книжные выставки: «Русский язык как часть мировой культу¬ры», «Язык мой, друг мой», «Возникновение письменности на Руси», «Язык моих предков», «Слово - дело великое», «Что начертано пе¬ром…», «Кирилл и Мефодий - славянские первоучители».
2015 год богат юбилейными датами писателей и поэтов, которые можно использовать при проведении мероприятий ко Всемирному дню писателя и Всемирному дню поэзии. Формы работы могут быть самы¬ми разнообразными:
- традиционные и виртуальные книжные выставки: «В ряду великих имен», «Литературная палитра писателей-юбиляров»;
- презентации книжных выставок: «Путешествие по литератур¬ным созвездиям», «Литературные юбилеи»;
- литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции: «День литературных юбилеев», «Разрешите представить...», «Талантов россыпь - гениев полет»;
- литературные аукционы, литературные галереи, литературные дилижансы: «Литературные портреты на фоне юбилея», «Юбилей у нас в библиотеке»;
- устный журнал «Юбилейные маяки в литературном мире»;
- литературные мозаики, литературные загадки, шанс-викторины, экспресс-викторины, библио-лото: «Юбилейно-литературное ассорти», «По волнам литературных юбилеев», «На повестке дня юбиляры 2015 года».
Пушкинский день в России отмечается ежегодно. Для проведения Пушкинского дня России рекомендуем:
- библиотечный марафон «Молодая Россия читает Пушкина»;
- Пушкинский праздник поэзии «И чувства добрые я лирой пробуждал...»;
- пушкинский театральный фестиваль «И снова Пушкин...»;
- литературный марафон «Пока в России Пушкин длится...», «Я вдохновенно Пушкина читал...»;
- поэтический вечер памяти А. С. Пушкина «Лампада чистая любви»;
- вечер-портрет «Здесь Пушкиным все дышит и живет»;
- кинолекторий «В гостях у сказки» (фильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина), экранизированные произведения Пушкина «Пушкин в кино».
Ко Дню русского языка (6 июня) можно подготовить цикл мероприятий о русском языке «Я голову пред ним склоняю снова - его величество, родное наше слово».
Для поэтической гостиной рекомендуем примерный ряд меропри-ятий:
- выставку-обзор «Бенефис поэзии и поэта»;
- литературные часы, часы поэзии, вечера поэзии: «Поэты золото¬го века», «Поэты Серебряного века», «Много поэтов хороших и раз¬ных», «Я встретил Вас...» (женщины в стихах и жизни А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Е.А. Баратынского);
- литературно-музыкальные вечера: «Русская поэзия в музыке и красках».