Слава русской драматургии
«Моя задача – служить русскому драматическому искусству…»
А.Н. Островский
Александр Николаевич Островский... Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.
Меняются времена, идеи, кумиры, а пьесы несравненного Александра Островского как шли, так и идут на лучших сценах, ничуть не ветшая и не утрачивая нашего живого интереса. В них есть вечная мудрость народной поговорки.
«Великий мастер» - так называл Островского И.А. Гончаров. «Большой маэстро по драматической части», - почтительно отзывался о нем А.Ф. Писемский. «Ах, мастер, мастер этот бородач!» - в восхищении восклицал И.С. Тургенев. Н.А. Добролюбов писал о «великом уменье» Островского изображать резко и живо самые существенные стороны жизни. А.М. Горький называл его «основоположником русской драматургии». А.В. Луначарский видел в Островском «крупнейшего из русских драматургов».
В чем же заключается секрет «великого мастерства» Островского-драматурга? Чем поучителен для современной драматургии опыт этого «большого маэстро по драматической части»?
Островский привнес на сцену поэзию русской жизни, без него не было бы ни Малого театра, ни МХАТа как национальных театров страны. Иван Гончаров писал драматургу, подводя итоги его большой творческой судьбы «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать, у нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
Родился Александр Николаевич Островский 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Все его детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста. Окончив гимназический курс, Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом - в коммерческий суд. Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку. К 1846 г. им было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: "Несостоятельный должник" (впоследствии - "Свои люди – сочтемся).
Комедия Островского, под измененным заглавием: "Свои люди - сочтемся", после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим инстанциям, была напечатана во 2-й мартовской книге "Москвитянина" 1850 г., но не разрешена к представлению; цензура не позволяла даже и говорить об этой пьесе в печати. На сцене она явилась только в 1861 г., с переделанным против напечатанного окончанием. Вслед за этой первой комедией Островского в "Москвитянине" и других журналах ежегодно стали появляться и другие его пьесы: в 1850 г. - "Утро молодого человека", в 1851 г. - "Неожиданный случай", в 1852 г. - "Бедная невеста", в 1853 г. - "Не в свои сани не садись" (первая из пьес Островского, попавшая на сцену Московского Малого театра, 14 января 1853 г.), в 1854 г. - "Бедность не порок", в 1855 г. - "Не так живи, как хочется", в 1856 г. - "В чужом пиру похмелье".
Во всех этих пьесах Островский явился изобразителем таких сторон русской жизни, которые до него почти вовсе не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта изображаемой среды, яркая жизненность и, правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык, отчетливо отражающий в себе ту настоящую русскую речь "московских просвирен", учиться которой Пушкин советовал русским писателям - весь этот художественный реализм со всей простотой и искренностью, до которых не поднимался даже Гоголь, был встречен в нашей критике одними с бурным восторгом, другими - с недоумением, отрицанием и насмешками.
В последние годы творчества А. Н. Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти: «Бесприданница» (1878), «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882) и др. В них писателем были разработаны новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхитившие пьесы А. П. Чехова.
В 1885 году А. Н. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Здоровье его, к этому времени уже пошатнувшееся, не отвечало тем широким планам деятельности, какие он себе ставил. Усиленная работа быстро истощила организм. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своей усадьбе Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии.
Островский жил трудно, много бедствовал, самоотверженно работал, тайно страдал. Но жизнь прожил, будто создал ее – по верности простым идеалам: родной природе, искренним чувствам, добрым людям и главному счастью и муке своей жизни – театру.
Когда-то, во время пушкинских торжеств в Москве, Александр Николаевич Островский в своей речи высказал замечательную мысль, что через Пушкина умнеет всё, что только способно поумнеть. Эти же слова можно сказать и в адрес великого драматурга.
Произведения А.Н. Островского, имеющиеся в районной библиотеке:
Сочинения : в 3-х т. [Текст]. – М.: Худож. лит., 1987
Избранные сочинения [Текст]. – Самара: Дом печати, 1996. – 576с.
Избранные пьесы [Текст]. – М.: Худож. лит., 1982. – 471с.
Бесприданница [Текст]: пьесы. – М.: Эксмо, 2010. – 624с. - (Русская классика)
Гроза [Текст]: драма в 5-ти действиях. – М.: Стрекоза-Пресс, 2002. – 174с.
Пьесы [Текст]. – М.: АСТ, 2010. – 416с. – (Русская классика)
Снегурочка [Текст]: пьеса /вступит. ст. и примеч. Л. Лотман. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 352с., 1л. порт.
Литература об А.Н. Островском:
Александр Николаевич Островский [Текст] // 100 великих писателей / Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. – М.: Вече, 2000. – С. 299-307
Журавлева, А.И. А.Н. Островский – комедиограф [Текст] /А.И. Журавлева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 216с.
Медведев, В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении [Текст] / В.П. Медведев. – Л.: Просвещение, 1970. – 142с.
Лакшин, В. А.Н. Островский [Текст] /В. Лакшин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 568с., ил. 16л. ил., 1л. порт. – (Жизнь в искусстве)
Холодов, Е.Г. А.Н. Островский [Текст] /Е.Г. Холодов. – Ярославль: Верхневолжское кн. изд-во, 1968. – 226с.
Холодов, Е.Г. Мастерство Островского [Текст] /Е.Г. Холодов. – М.: Искусство, 1967. – 544с.