График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00
Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день
Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru
«Моя задача – служить русскому драматическому искусству…»
А.Н. Островский
Александр Николаевич Островский... Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.
Меняются времена, идеи, кумиры, а пьесы несравненного Александра Островского как шли, так и идут на лучших сценах, ничуть не ветшая и не утрачивая нашего живого интереса. В них есть вечная мудрость народной поговорки.
«Великий мастер» - так называл Островского И.А. Гончаров. «Большой маэстро по драматической части», - почтительно отзывался о нем А.Ф. Писемский. «Ах, мастер, мастер этот бородач!» - в восхищении восклицал И.С. Тургенев. Н.А. Добролюбов писал о «великом уменье» Островского изображать резко и живо самые существенные стороны жизни. А.М. Горький называл его «основоположником русской драматургии». А.В. Луначарский видел в Островском «крупнейшего из русских драматургов».
В чем же заключается секрет «великого мастерства» Островского-драматурга? Чем поучителен для современной драматургии опыт этого «большого маэстро по драматической части»?
Островский привнес на сцену поэзию русской жизни, без него не было бы ни Малого театра, ни МХАТа как национальных театров страны. Иван Гончаров писал драматургу, подводя итоги его большой творческой судьбы «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать, у нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
Родился Александр Николаевич Островский 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Все его детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста. Окончив гимназический курс, Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом - в коммерческий суд. Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку. К 1846 г. им было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: "Несостоятельный должник" (впоследствии - "Свои люди – сочтемся).
Комедия Островского, под измененным заглавием: "Свои люди - сочтемся", после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим инстанциям, была напечатана во 2-й мартовской книге "Москвитянина" 1850 г., но не разрешена к представлению; цензура не позволяла даже и говорить об этой пьесе в печати. На сцене она явилась только в 1861 г., с переделанным против напечатанного окончанием. Вслед за этой первой комедией Островского в "Москвитянине" и других журналах ежегодно стали появляться и другие его пьесы: в 1850 г. - "Утро молодого человека", в 1851 г. - "Неожиданный случай", в 1852 г. - "Бедная невеста", в 1853 г. - "Не в свои сани не садись" (первая из пьес Островского, попавшая на сцену Московского Малого театра, 14 января 1853 г.), в 1854 г. - "Бедность не порок", в 1855 г. - "Не так живи, как хочется", в 1856 г. - "В чужом пиру похмелье".
Во всех этих пьесах Островский явился изобразителем таких сторон русской жизни, которые до него почти вовсе не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта изображаемой среды, яркая жизненность и, правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык, отчетливо отражающий в себе ту настоящую русскую речь "московских просвирен", учиться которой Пушкин советовал русским писателям - весь этот художественный реализм со всей простотой и искренностью, до которых не поднимался даже Гоголь, был встречен в нашей критике одними с бурным восторгом, другими - с недоумением, отрицанием и насмешками.
В последние годы творчества А. Н. Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти: «Бесприданница» (1878), «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882) и др. В них писателем были разработаны новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхитившие пьесы А. П. Чехова.
В 1885 году А. Н. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Здоровье его, к этому времени уже пошатнувшееся, не отвечало тем широким планам деятельности, какие он себе ставил. Усиленная работа быстро истощила организм. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своей усадьбе Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии.
Островский жил трудно, много бедствовал, самоотверженно работал, тайно страдал. Но жизнь прожил, будто создал ее – по верности простым идеалам: родной природе, искренним чувствам, добрым людям и главному счастью и муке своей жизни – театру.
Когда-то, во время пушкинских торжеств в Москве, Александр Николаевич Островский в своей речи высказал замечательную мысль, что через Пушкина умнеет всё, что только способно поумнеть. Эти же слова можно сказать и в адрес великого драматурга.
Произведения А.Н. Островского, имеющиеся в районной библиотеке:
Сочинения : в 3-х т. [Текст]. – М.: Худож. лит., 1987
Избранные сочинения [Текст]. – Самара: Дом печати, 1996. – 576с.
Избранные пьесы [Текст]. – М.: Худож. лит., 1982. – 471с.
Бесприданница [Текст]: пьесы. – М.: Эксмо, 2010. – 624с. - (Русская классика)
Гроза [Текст]: драма в 5-ти действиях. – М.: Стрекоза-Пресс, 2002. – 174с.
Пьесы [Текст]. – М.: АСТ, 2010. – 416с. – (Русская классика)
Снегурочка [Текст]: пьеса /вступит. ст. и примеч. Л. Лотман. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 352с., 1л. порт.
Литература об А.Н. Островском:
Александр Николаевич Островский [Текст] // 100 великих писателей / Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. – М.: Вече, 2000. – С. 299-307
Журавлева, А.И. А.Н. Островский – комедиограф [Текст] /А.И. Журавлева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 216с.
Медведев, В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении [Текст] / В.П. Медведев. – Л.: Просвещение, 1970. – 142с.
Лакшин, В. А.Н. Островский [Текст] /В. Лакшин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 568с., ил. 16л. ил., 1л. порт. – (Жизнь в искусстве)
Холодов, Е.Г. А.Н. Островский [Текст] /Е.Г. Холодов. – Ярославль: Верхневолжское кн. изд-во, 1968. – 226с.
Холодов, Е.Г. Мастерство Островского [Текст] /Е.Г. Холодов. – М.: Искусство, 1967. – 544с.
Рожденный эпохой
Шумит над нами время боевое,
Прифронтовою линией летя…
Мы будем жить легендой молодою…..
И через год, и двадцать лет спустя!
М.А. Светлов
110 лет со дня рождения Михаила
Аркадьевича Светлова
Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки. Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку профессиональными композиторами, считались народными. Его сочинения знал наизусть Маяковский, приподнято оценила Цветаева, их любила Ахматова. В ранние годы творчества критики называли его советским Гейне, а в зрелость – русским Экзюпери. Его «прорабатывали», о нем спорили, предрекая скорую творческую гибель за «Отрыв от масс»…. А он был любимцем молодежи, кумиром, «звездой», при упоминании его имени вставали залы. Он будто слился с эпохой, став периодом целого поколения, боготворившего его.
Светлов Михаил Аркадьевич родился 4 июня 1903 года в Екатеринославе в бедной еврейской семье. Окончил высшее начальное училище. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война не дали возможность продолжить образование. Светлов вступает в комсомол, идет на защиту своего города в составе 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвует в боях. Затем переезжает в Харьков, где работает в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов "Рельсы" (1922).
В 1922 вместе с поэтом М.Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов.
В 1926 выходит книга стихотворений "Ночные встречи". В Москве Михаил Светлов учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Брюсова, где познакомился с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы.
Талант Михаила Светлова проявился в полную силу в стихах о гражданской войне. Когда Михаил Светлов в 1926 написал знаменитую «Гренаду», Маяковский очень хвалил стихотворение. Светлов сказал в смущении: «Там рифмы плохие». Маяковский ему ответил: «Мне стихотворение так понравилось, что я не заметил, какие там рифмы».
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Вторая вершина — "Каховка", написанная в 1935 году и положенная на музыку Исааком Дунаевским. Люди старшего поколения сразу вспомнят "Песню о Каховке":
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?
Тогда нам обоим сквозь дым улыбались
Ее голубые глаза...
Оба стихотворения стали песнями и приобрели редкую популярность. Спустя годы "Песня о Каховке" прошла по дорогам Великой Отечественной.
В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии: "Глубокая провинция" (1935), "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1940).
В годы войны Светлов был военным корреспондентом газеты "Красная звезда" на Ленинградском фронте. В 1942 пишет поэму "Двадцать восемь". Громадную популярность получило стихотворение "Итальянец" (1943). Фронтовые впечатления отразились в пьесе "Бранденбургские ворота" (1946). После значительного перерыва появился сборник стихов "Горизонт" (1959) и последняя книга поэта - "Охотничий домик" (1964).
В 1963 году советская общественность тепло и душевно отмечала 60-летие любимого поэта. Сам юбиляр назвал эту дату своим «столетием»: шестьдесят лет жизни «плюс» сорок лет творчества…
Сколько прожил я,
Жизнь сосчитает.
И какая мне помощь нужна?
Может, бабочки мне не хватает,
Может, мне не хватает слона
И вот Михаил Аркадьевич Светлов неизлечимо заболевает.
Где-то рядом мой последний час,
За стеной стучит он каблуками…
Я исчезну, обнимая вас
Холодеющими руками.
В вечность поплывет мое лицо,
Ни на что, ни на кого не глядя,
И ребенок выйдет на крыльцо,
Улыбнется: - До свиданья, дядя!
А 28 сентября 1964 года Михаил Аркадьевич с потрясающим мужеством встретил смерть…
Как прекрасно, что разговор по душам с поэтом Светловым может для вас состояться в любую минуту. Для этого только стоит открыть томик его стихов. Они удивительны, эти по-светловски светлые стихи. И главное в них – обращенность к сердцу каждого из нас, как будто поэт их писал не для миллионов, а для вас лично, читателя, у которого есть имя, фамилия, улица, дом и номер квартиры. Именно поэтому поэзия Михаила Светлова не подвластна времени. Он на самом деле «весь со всеми своими кровеносными сосудами со всем человечеством».
Поэзию и прозу Светлова невозможно объяснить – разве чудо можно определить словами?! Его можно только почувствовать, понять, ощутить, осязать. Дорогой читатель, как можно чаще обращайтесь к поэзии Михаила Аркадьевича Светлова. Вас всегда ждет друг – мудрый и ироничный, мужественный и веселый, верный и искренний, светлый и все понимающий, снисходительный и требовательный, радующийся и огорчающийся. Без этого друга просто невозможно жить.
Произведения Михаила Аркадьевича Светлова, имеющиеся в библиотеке:
Избранное (Текст) / сост. Р. Амирэджиби; послесл. М. Соболя. – М.: Правда, 1990. – 480с.
Стихотворения, песни, поэмы / сост. Р. Амирэджиби. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 255с.
Литература о М.А. Светлове:
Михаил Светлов. Печальный поэт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/days/bio/18/035_18.php
Осьмакова И. Светлый талант: К 85-летию со дня рождения М.А.Светлова [Текст] / И. Осьмакова // Библиотекарь. - 1988. - № 6
Пушкарева Л.А. «Алмазный фонд воспоминаний» [Текст] /Л.А. Пушкарева ⁄⁄ Библиотека. — 2003. — № 7. — С. 81-82.
Светлов А.М. Александр Светлов: «Отец научил меня главному — не делать зла людям…» [Текст] : [беседа с сыном поэта Михаила Светлова — Александром ⁄ записала Ирина Зайчик]
⁄⁄ Караван историй. — 2004. — № 4. — С. 250-269.
Лилия Николаевна Абубакирова,
заместитель главы администрации Соль-Илецкого городского округа по социальным вопросам:
- Классические произведения русских и зарубежных авторов
- Любимые авторы: А. Пушкин, Л. Толстой, М. Булгаков
- Из современных авторов предпочитает Д. Рубину
Лилия Николаевна призывает всех побольше читать, т. к. чтение развивает мышление и заставляет работать душу. Также глубоко убеждена в том, что классическая литература дает ответы на все вопросы, которые преподносит жизнь.
Олег Витальевич Грачев,
известный фотохудожник, почетный житель города Соль-Илецка рекомендует:
- У. Эко "История иллюзий", "История красоты", "История уродства"
- Предпочитает научно-популярную литературу
Мичио Каку "Гиперпространство", "Будущее разума"
Мичио Каку известен как активный популяризатор науки и современных концепций об устройстве мироздания, автор книг, целью которых является попытка донести сложные научные теории до любого читателя доступным языком.
- Любимый жанр - короткий фантастический рассказ
- Авторы: Х. Л. Борхес, Х. Кортасар, Р. Шекли
Олег Витальевич также увлекается изысканной и тонкой японской поэзией.
Галерея на главной
Выставка ко Дню космонавтики
Фестиваль арбуза
Фестиваль арбуза
День героев Отечества
Вечер памяти М.Джалиля
Ночь искусств
День матери
Библионочь