График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00
Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день
Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru
Парень под небом синим
Теперь обелиском встал…
Есть рана на сердце России
Под именем «Афганистан»…
В рамках месячника по патриотическому воспитанию в районной библиотеке прошел вечер памяти Героя Советского Союза Вячеслава Александрова. В январе герою-земляку исполнилось бы 45 лет. И 25 лет его нет с нами. 25 лет назад он геройски погиб в горах Афганистана и посмертно получил звание Героя. Приказом Министра обороны Вячеслав Александров в звании младшего сержанта навечно зачислен в списки личного состава 301-го учебного парашютно-десантного полка… Молодое поколение чувствует гордость за своего земляка, простого парня, ставшего для них примером мужественности, чести, патриотического долга. Старшеклассники школы №5 поучаствовали в мероприятии, посмотрели фильм о Вячеславе, снятый совместно с Соль-Илецким телевидением.
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, -
Вот последний секрет из постигнутых мной.
Омар Хайям
Омар Хайям - всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя - Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 года в Самарканде Омар Хайям написал тракт "О доказательствах задач алгебры и аллукабалы". В 1074 году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 году завершил работу над книгой "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида". В 1079 году вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорасане и пишет трактат на языке фарси "о всеобщности бытия". Последние 10-15 лет жизни Омар Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал "Книгу исцеления" Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела "О единстве и всеобщности" философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Творчество Омара Хайяма - удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи "жалящие как змея" до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения. Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма. Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и взывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь.
Сколько бы изданий книг Омара Хайяма ни было, какими бы тиражами они ни выходили - всегда его стихи в дефиците. Русский читатель всегда тянулся к его поразительной мудрости, изложенной в изящных четверостишиях.
У него можно найти стихи и на трудную минуту в жизни, и на радостную, он - собеседник в раздумьях о смысле жизни, в минуты предельной искренности наедине с самим собой и в минуты веселого застолья с друзьями. Он уводит нас в космические дали и дает насущные житейские советы. Например, такие:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Кроме того, Омар Хайям был еще астрономом, выдающимся философом и математиком, в своих трудах он предвосхитил некоторые открытия европейской математики XVII века, которые при его жизни не были востребованы и не нашли практического применения. Хайям написал книгу «Алгебра», которую издали в XIX веке во Франции, специалисты были удивлены математическим прозрениям поэта. Вспомним, что Хайям жил в X веке.
Стихи Хайям писал на языке фарси, в форме рубаи. Именно благодаря ему эта форма стала известна всему миру. Рубаи - это афористичное четверостишие, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки. Иногда рифмуются все четыре строки. Вот пример такого рубаи:
Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чаши гончар из голов и из рук,
Из великих царей и последних пьянчуг.
Рубаи Омара Хайяма - классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова.
Многих привлекает не только поэтическая прелесть стихов Хайяма, не только мудрость, но и бунтарский дух.
Если бы у меня была власть, как у Бога,
Я сокрушил бы этот небосвод
И заново создал бы другое небо,
Чтобы благородный легко достигал желаний сердца.
Все-таки главный мотив творчества персидского поэта - радость, любовь. В любви Хайям видел главный смысл жизни. Он утверждал, что дни, проведенные без любви, бессмысленны и пусты, а человек, не познавший этого волшебного чувства, «без утешения влачит свой век унылый». С уверенностью говорил он:
Кто не знает любви, не пылает любовью,
Тот мертвец, ибо жизнь, безусловно, любовь.
Многогранно и уникально творчество Омара Хайяма. Критики отмечают, что по своеобразию и глубине созданных им произведений ему нет равных ни среди его современников, ни среди последующих поколений. Им написано великое множество стихотворений и трактатов. И людей во все времена не перестает интересовать ход его мыслей, восхищать и удивлять мудрость, звучащая в его творчестве. Всю жизнь свою посвятил великий мыслитель постижению смысла человеческого бытия. Но даже он не смог до конца разгадать эту тайну. И все же безмерна ценность заветов философа:
Смысла жизни открыть не пытайся секрет,
Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет,
Лучше рай сотвори на зеленой лужайке —
На небесный надежды особенно нет.
Рубайат:
Мы - источник веселья и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен - и он же безмерно велик!
Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее - так и пройдет.
Не забывай: она твое творенье.
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами,
Если подлый лекарство нальет тебе – вылей!
Если мудрый подаст тебе яду – прими!
Был ли в самом начале у мира исток?
Вот загадка, которую задал нам Бог,
Мудрецы толковали о ней, как хотели, -
Ни один разгадать ее толком не смог.
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так – смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно.
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся, непременно.
Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне:
Мне страшен хор невежд неблагородных, -
Беседа с ними хуже смерти мне.
Удивленья достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца,
Мы уходим из этого мира не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца.
Произведения Омара Хайяма, имеющиеся в районной библиотеке:
Если бы мог я найти путеводную нить…[Текст] /пер. с персид. Г. Плисецкого. – М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2001. – 256с. – (Симфония разума)
О любви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newacropol.ru/love/hajam/
Рубаи [Текст] / пер. с персид. К.Д. Бальмонта, О.Б. Румера. – М.: Профиздат, 2008. – 224с. – (Библиотека поэзии)
Рубайат [Текст] / пер. с персид. К. Бальмонта, Н. Тенигиной, И. Тхоржевского. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010. – 255с.
Сад желаний: рубаи. [Текст] – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 304с.
Стихи о любви [Текст] / сост. и вступит. ст. И. Осипов. – М.: Эксмо, 2010. – 272с.
Литература об Омаре Хайяме:
Омар Хайям. История жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа.: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1080
Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.
(Пришвин М. М.)
Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье.
В 1883 поступает в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю", заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.
В 1893 поступает в Рижский политехнический институт, где увлекается идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.
В 1900 – 1902гг. учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.
Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу, где он знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Становится известным в литературных кругах, сближается с А.Ремизовым и Д.Мережковским, а также с М.Горьким и А.Толстым.
В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга "У стен града невидимого". Очерки "Адам и Ева" и "Черный араб" были "написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912. .
В годы первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.
После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России. В эти же годы он писал автобиографический роман "Кащеева цепь", начатый им в 1923, над которым работал до последних дней.
В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написал в повести "Неодетая весна". В годы Отечественной войны писатель создает "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Повесть нашего времени" (1945), сказку-быль "Кладовая солнца". В последние годы жизни много сил и времени отдавал дневникам (книга "Глаза земли", 1957).
В возрасте 81 года М.Пришвин умер 16 января 1954 в Москве.
Михаил Пришвин был простым и мудрым человеком, удивительно цельным и чистым, быть может, даже и наивным. Всю жизнь он сохранял в себе максимализм молодости и юношескую экзальтацию. Это Пришвин назвал реки и озера «глазами земли». Это он, Пришвин, смог так придумать: «весна света». Только он мог описывать торфяные болота как «кладовые солнца» и тронуть рассказом о «горячей душе дерева» или «бездонной нежности зверей».
Горький о нем писал: "Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас".
И еще: "Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами".
Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то, же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче.
Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не, всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.
На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: "Пишу – значит, люблю", - говорил Пришвин.
Произведения М.М. Пришвина, имеющиеся в районной библиотеке:
Собрание сочинений (Текст): в 8т. – М.: Худож. лит., 1982
Избранное (Текст) / сост. и вступит. ст. Ю.А. Козловского; ил. Г.Е. Никольского. – М.: «Правда», 1977. – 463с.
Избранные произведения /сост., вступит. ст. и прим. Б.С. Дыхановой. – М.: Правда, 1988. – 464с.
В краю непуганых птиц (Текст). – Петрозаводск: «Карелия», 1970. – 367с.
Глаза земли: Корабельная чаща (Текст). – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1981. – 432с.
Желанная книга (Текст) / сост., вступит. ст. и примеч. А.Л. Киселева; худож. А. Денисов. – М.: Сов. Россия, 1987. – 416с.
Женьшень (Текст): повесть. – Хабаровск: кн. изд-во, 1987. – 104с.
За волшебным колобком (Текст) / сост. А. Макаров. – М.: Моск. рабочий, 1984. – 416с.
Зеленый шум (Текст) / вступит. ст. К.Г. Паустовского; ил. С.М. Харламова. – М.: Правда, 1983. – 480с., ил.
Лесная капель (Текст) / сост. Л.А. Рязанова, Я.С. Гришина. – М.: Эксмо, 2010. – 573с.
Мирская чаша / худож. С. Соколов. – М.: Худож. лит., 1990. – 271с. – (Роман-газета для юношества)
Охотничьи были (Текст). – Л.: Лениздат, 1983. – 383с., ил.
Рассказы и очерки /вступит. ст. Ю.А. Козловского; ил. И.Н. Новодережкина. – М.: Правда, 1986. – 464с.
Путь к слову. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 262с.
Литература о М.М. Пришвине:
Курбатов, В. Михаил Пришвин [Текст]: очерк творчества / В. Курбатов. – М.: Сов. писатель, 1986. – 104с.
Россинская, С.В. За шаг до Гулага: [Текст] к 135-летию со дня рождения М.М. Пришвина / С.В. Россиннская // Новая библиотека. - 2008. - № 2. – С. 2-10
Галерея на главной
Выставка ко Дню космонавтики
Фестиваль арбуза
Фестиваль арбуза
День героев Отечества
Вечер памяти М.Джалиля
Ночь искусств
День матери
Библионочь