График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00
Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день
Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru
«Я родом не из детства - из войны»
95 лет со дня рождения
Юлии Владимировны Друниной
За минуту до боя [Текст]. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 352с.
Мошковский А. Два поэта [Текст] / А. Мошковский // Москва. - 1998 . - № 5.
Исповедь поколения
95лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева
Родился Юрий Васильевич Бондарев 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. В 1931 году Бондаревы переехали в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями - обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряде его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, часто читавшая ему по вечерам и постепенно приохотившая сына к русской классике.
Пожалуй, главное испытание характера будущий писатель получил на войне. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, там Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
Вспоминая военные годы, Юрий Бондарев говорит: «Я и сейчас помню сернистые ожоги стужи в сталинградских степях, ледяной холод орудий, так за ночь прокаленных морозом, что металл чувствовался сквозь рукавицы. Помню пороховую вонь стреляных гильз, жаркий газ от горячего казенника и пустынное безмолвие звездного неба по ночам… В моей памяти навсегда остался запах мерзлого хлеба, твердого, как камень, ржаных солдатских сухарей, несказанный аромат солдатской “пшенки” в застылой фиолетовости зимнего рассвета».
В боях под Котельниковским он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.
Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности — ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что — зло. И каждый оказывается перед выбором — его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти» (слова героя повести «Батальоны просят огня»).
После войны Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького в Москве, в 1949 году начал печататься. В 1951 году избран членом Союза писателей СССР. Первый сборник его рассказов - "На большой реке" вышел в 1953 году. Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. . Его перу принадлежат романы: "Тишина" (1962), "Двое" (1964), "Горячий снег" (1969), "Берег" (1975), "Выбор" (1980), "Игра" (1985), "Искушение" (1991), "Непротивление" (1996), "Бермудский треугольник" (1999); повести: "Юность командиров" (1956), "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959), "Родственники" (1969); сборник рассказов "Поздним вечером" (1976); циклы миниатюр "Мгновения" (с 1977); книги литературных статей "Поиск истины" (1976), "Взгляд в биографию" (1977), "Хранители ценностей" (1978).
Незабытое прожитое открывается в произведениях писателя. И это заставляет литературоведов говорить, что Бондарев — живой классик русской литературы. Юрий Бондарев является нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков. Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева. По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир.
Юрий Бондарев и сегодня верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставит перед ним наше время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл — воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», — сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями.
Произведения Ю.В. Бондарева, имеющиеся в районной библиотеке:
Собрание сочинений [Текст]: в 8т. /вступит. ст. И. Богатко. – М.: Голос, Русский Архив
Т.1: Батальоны просят огня. Последние залпы. Повести. Рассказы. – 1993. - 400с.
Т.2: Горячий снег. Рассказы. Статьи. – 1993. - 400с.
Т. 3: Тишина: роман. Рассказы. – 1994. – 480с.
Т.4: Берег: роман. Рассказы. Миниатюры. – 1994. – 480с.
Т.5: Выбор: роман. Статьи. – 1996. – 454с.
Т.6: Игра: роман. Родственники: повесть. Миниатюры. Статьи. – 1996. – 464с.
Т. 7: Искушение: роман. – 1996. – 400с.
Т.8: Непротивление: роман. Мгновения. Публицистика. – 1996. – 480с.
Хранители ценностей [Текст]. – М.: Правда, 1987. – 384с.
Юность командиров [Текст]: повесть. – М.: Мол. гвардия, 1971. – 288с.
Литература о Ю.В. Бондареве:
Бондарев Ю.В. [Электронный ресурс] / Ю.В. Бондарев. – Режим доступа: http://wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/bondarev_yv.htm. - Дата обращения. – 9.02.2014
Горбунова, Е. Юрий Бондарев [Текст]: очерк творчества /Е. Горбунова. – М.: Сов. Россия, 1989. – 432с.
Коробов, В.И. Ю. Бондарев [Текст]: страницы жизни, страницы творчества / В.И. Коробов. – М.: Современник, 1984. – 368с.
Солдат Отечества
90 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева
«А зори здесь тихие…» Найдется ли в России кто-нибудь, кому ничего не скажут данные слова? По-видимому, это человек, сумевший запамятовать о разорвавшем тишину грохоте танков, реве военных самолетов, стонах умирающих. Данные слова — продолжительное повествование о минувшей войне; войне, сломавшей жизни миллионов простых людей. Эти слова рассказывают нам о людях, самоотверженно и беззаветно защищавших любимую родину и без сожаления отдавших за нее свои жизни. Созданная на основе подлинных событий, сочиненная простым воякой, повесть Б.Л. Васильева превратилась в "книгу памяти" для всего русского народа. "Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями…" — так заявляет сам автор. Немало людей испытало и ощутило на себе тоже, что и он. Собственно поэтому, люди помнят и любят книги Бориса Васильева, смотрят с удовольствием и не один раз кинофильмы, снятые по сценариям его произведений. История, произошедшая с пятью девушками-солдатами и их старшиной, так близка людям еще и благодаря тому, что все мы не забываем о той цене, которую заплатила наша страна за великую победу.
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец Васильева был кадровым офицером, мать происходила из дворянской семьи. По словам самого Бориса Львовича, он с раннего детства увлекался историей и литературой, играл в местном театре, сочинял статьи для собственного рукописного журнала.
В 1941 году, окончив девятый класс, Васильев ушел добровольцем на фронт, где после выпуска из пулеметной полковой школы служил в воздушно-десантной дивизии и в марте 1943 года был тяжело контужен. Осенью того же года будущий писатель поступил на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина, где и познакомился с будущей женой. Следующие несколько лет он провел на Урале, работая испытателем колесных и гусеничных машин. В 1954 году Васильев решил посвятить себя литературе и уволился из армии в звании инженер-капитана. «Танкисты» стала дебютным произведением Бориса Львовича и была принята к постановке под названием «Офицер», но за несколько дней до премьеры Главное политическое управление армии запретило спектакль. Несмотря на это, Борис Львович продолжил заниматься драматургией, и в 1955 году его новую пьесу «Стучите и откроется» поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии. Окончив курсы сценаристов при Главкино, Васильев сочинял сценарии для передачи КВН, кинофильмов «Длинный день», «Очередной рейс» и многих других, сотрудничал с киножурналами «Иностранная хроника» и «Новости дня». В 1968 году вышла первая книга автора — сборник его сценариев для «Клуба веселых и находчивых», а год спустя в журнале «Юность» была опубликована наиболее известная повесть Васильева «А зори здесь тихие…». Произведение получило огромный читательский резонанс, по его мотивам в 1972 году был снят одноимённый фильм. Критики высоко оценили и другие повести автора: «Аты-баты, шли солдаты», «Офицеры», «Завтра была война», которые также были с успехом экранизированы. Кроме того, Васильев стал автором серий исторических романов «Романы о Древней Руси» и «История рода Олексиных».
Борис Львович Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России. Награждён двумя орденами Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденами Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.
11 марта 2013 года Борис Васильев скончался в Москве на восемьдесят девятом году жизни.
Писательские судьбы складываются по-разному. Но дарования всегда схожи в главном – к ним тянутся люди. Истинно талантливая книга сразу находит своих читателей, и потом уже они идут по жизни вместе: рядом с полюбившимся автором его верные читатели. Вместе набираются опыта, вместе радуются и горюют. Произведения Бориса Львовича Васильева помогают молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.
Произведения Б.Л. Васильева, имеющиеся в районной библиотеке:
Избранные произведения [Текст]: в 2-х то. / вступит. ст. А. Дементьева. – М.: Худож. лит., 1988. – Т. 1. – 559с.; Т. 2. – 591с.
А зори здесь тихие.. [Текст] повесть / вступит. ст. В. Воронова; худож. П. Пинкисевич, Л. Дурасов. – М.: Дет. лит, 2005. – 395с.
Были и небыли [Текст]: роман в 2-х кн. – М.: Инициатор, 1992. – кн. 1. – 400с.; кн. 2. – 510с.
В списках не значился [Текст]: роман / худож. Л. Дурасов. – М.: Дет. лит., 1986. – 223с.
Дом, который построил Дед [Текст]: роман. – М.: Инициатор, 1992. – 336с.
Завтра была война [Текст]: повести, рассказы. – М.: Сов. писатель, 1986. – 512с.
И был вечер, и было утро [Текст]: романы, повести. – М.: Сов. писатель, 1989. – 560с.
Летят мои кони [Текст]: повести и рассказы. – М.: Сов. писатель, 1984. – 319с.: ил.
Офицеры [Текст]: повести. – М.: Вече, 2004. – 416с.
Повести [Текст]. – М.: Кн. палата, 1988. – 343с.
Литература о Б.Л. Васильеве:
Борис Васильев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/
Васильев, Б.Л. Борис Васильев: откуда все мы… [Текст]: [Беседа с писателем / записала Т. Архангельская] /Б.Л. Васильев //Лит. газета. – 1982. – 17 февраля. – С. 6
Нахапетов, Р. Впервые и навсегда [Текст]: [Творческий портрет писателя Б. Васильева] / Р. Нахапетов // Сов. писатель. – 1984. – 19 мая. – С. 5
Методические рекомендации к Году литературы
2015-й год объявлен в России годом литературы. Указ о его прове-дении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью.
Главная задача Года литературы - привлечь внимание общества к литературе и чтению, к открытию заново великих имен российских писателей и поэтов, их выдающихся литературных произведений.
Для библиотечного сообщества это особое событие, связанное с воплощением новых идей, реализацией серьезных планов и программ. Литература имеет огромное значение в жизни каждо¬го человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится челове¬ком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, вос¬питывают собственное мнение, развивают воображение.
Проведение Года литературы будет способствовать повышению интереса общества к современной и классической литературе и чтению, поможет реализовать творческий потенциал российской молодежи, привлечет внимание к вопросам, связанным с популяризацией и сохранением русской литературы.
В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.
Год литературы богат знаменательными и юбилейными датами в области культуры и литературы, которые помогут определиться с темами. В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.
Цели и задачи библиотек района в Год литературы
Цель: формирование у взрослых и детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци-онной культуры личности;
- развитие творческих способностей путем организации литера-турных и поэтических конкурсов;
- активное вовлечение всех категорий пользователей в культурно- просветительскую деятельность библиотеки;
- повышение читательской и творческой активности пользовате¬лей в изучении истории родного края.
Задача библиотек и в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь лю¬дям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить их в ин-формационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.
В работе библиотек по продвижению художественной литературы используются все традиционные формы: выставки, диспуты, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, клубы по интересам, игровые формы. При этом важно искать новые пути, формы привлече¬ния к чтению художественной литературы.
Интересные формы библиотечных мероприятий
в Год литературы
Повысить интерес взрослых и детей к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы библиотечных мероприятий: групповые и индивидуальные.
Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:
- литературные чтения - художественное исполнение произведе¬ний, своеобразный «театр одного актера»;
- циклы чтений - посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей;
- краеведческие чтения - нацелены на популяризацию литературы по краеведению.
Обсуждение книги - рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе-ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре¬ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне¬ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси¬онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи¬щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Литературный праздник - это комплексное мероприятие, требую¬щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте¬каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг¬менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру¬ет идею и итоги праздника.
- литературный утренник для дошкольника - это праздник, где ре-бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри-ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров¬ками и художественными номерами.
- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка - комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто-рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, литературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».
Книжный аукцион - каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал - это массовое народное гуля¬нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библио¬теке можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите-ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре¬лищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот¬ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость - получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре-бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки - форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы.
Флэш-моб (с англ, flash mob - «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу-чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библио¬теки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го¬рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Библиокафе - игровой вариант информационной работы со стар-шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари - метрдотель и официантка. В меню - духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по ...» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Дегустация литературных новинок - информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно¬-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно¬-художественные (по местам, которые были местом действия в произве-дениях того или иного писателя).
Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является вы¬ставка.
Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики», выставка-анонс «Литературный гур¬ман», выставки-раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Репертуар для модного чтения», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие», «Страниц любимых вспомни прелесть».
Выставка одного жанра: названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив...», «Об истории нашей замолвите сло¬во: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».
Выставка-императив - эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, насто¬ятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!», «Читайте лучше – только лучшее!», «Эта книга лучше всех, у нее большой успех!».
Выставка-раритет - на ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составля¬ют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги - долгожители нашего фонда», «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры рус¬ского книжного искусства, «В мире старинных и редких изданий», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История ред¬ких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».
Рекомендуем провести следующие мероприятия:
Конкурсы:
- конкурсы литературного творчества читателей;
- конкурс читательских симпатий «Литературное лето - 2015»;
- конкурс для читателей-детей «Любимые литературные сказки».
Акции:
- благотворительная литературная акция «Книга из рук в ру¬ки» (сбор литературы для социальных учреждений);
- литературная акция «Успешные люди любят читать!» «Мой портрет с любимой книгой»;
- акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»;
- акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».
В Год литературы особенно важно провести мероприятия, посвященные родному языку. Предлагаем провести цикл мероприятий, посвящённых Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. На книжной выставке «Родной язык, как ты прекрасен!» представить книги по грамматике русского языка, по культуре речи, раз-личные словари, а также книги о русских обрядах, пословицы и поговорки. Собрание афоризмов, изречений и высказываний о русском языке предста¬вить на книжной выставке «Сила и красота родного языка». Игра-викторина «Я познаю родной язык», «Фразеологическая дуэль», библиотечный урок «Нам великое слово дано».
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей сла¬вянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В организации программы празднования Дня славянской культуры и письменности можно использовать следующие формы работы:
- литературно-музыкальные вечера: «Славянское культурное наследие», «Шедевры классики», «Равноапостольные просветители России», «Слава вам, братья, славян просветители!»;
- презентации (электронные): «Гимн письменам из далеких времен», «Просветители земель славян¬ских», «У истоков славянской письменности», «Лики святых Кирилла и Мефодия в славянской иконописи».
- литературно-исторический час «История славянской письмен-ности».
- интерактивные путешествия: «От кириллицы до электронной книги», «Откуда есть пошла грамота на Руси».
- игровые программы, викторины: «Вопросы древности - отве¬ты современности», «Пока язык храним, и в Слове зреет свет - мечтам предела нет!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки», «История славянской азбуки», «От первых свитков до больших томов», «Слово - драгоценный дар», «Азбука - начало всех начал»;
- книжные выставки: «Русский язык как часть мировой культу¬ры», «Язык мой, друг мой», «Возникновение письменности на Руси», «Язык моих предков», «Слово - дело великое», «Что начертано пе¬ром…», «Кирилл и Мефодий - славянские первоучители».
2015 год богат юбилейными датами писателей и поэтов, которые можно использовать при проведении мероприятий ко Всемирному дню писателя и Всемирному дню поэзии. Формы работы могут быть самы¬ми разнообразными:
- традиционные и виртуальные книжные выставки: «В ряду великих имен», «Литературная палитра писателей-юбиляров»;
- презентации книжных выставок: «Путешествие по литератур¬ным созвездиям», «Литературные юбилеи»;
- литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции: «День литературных юбилеев», «Разрешите представить...», «Талантов россыпь - гениев полет»;
- литературные аукционы, литературные галереи, литературные дилижансы: «Литературные портреты на фоне юбилея», «Юбилей у нас в библиотеке»;
- устный журнал «Юбилейные маяки в литературном мире»;
- литературные мозаики, литературные загадки, шанс-викторины, экспресс-викторины, библио-лото: «Юбилейно-литературное ассорти», «По волнам литературных юбилеев», «На повестке дня юбиляры 2015 года».
Пушкинский день в России отмечается ежегодно. Для проведения Пушкинского дня России рекомендуем:
- библиотечный марафон «Молодая Россия читает Пушкина»;
- Пушкинский праздник поэзии «И чувства добрые я лирой пробуждал...»;
- пушкинский театральный фестиваль «И снова Пушкин...»;
- литературный марафон «Пока в России Пушкин длится...», «Я вдохновенно Пушкина читал...»;
- поэтический вечер памяти А. С. Пушкина «Лампада чистая любви»;
- вечер-портрет «Здесь Пушкиным все дышит и живет»;
- кинолекторий «В гостях у сказки» (фильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина), экранизированные произведения Пушкина «Пушкин в кино».
Ко Дню русского языка (6 июня) можно подготовить цикл мероприятий о русском языке «Я голову пред ним склоняю снова - его величество, родное наше слово».
Для поэтической гостиной рекомендуем примерный ряд меропри-ятий:
- выставку-обзор «Бенефис поэзии и поэта»;
- литературные часы, часы поэзии, вечера поэзии: «Поэты золото¬го века», «Поэты Серебряного века», «Много поэтов хороших и раз¬ных», «Я встретил Вас...» (женщины в стихах и жизни А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Е.А. Баратынского);
- литературно-музыкальные вечера: «Русская поэзия в музыке и красках».
ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА
Не срывайся, не падай, не ползи.
Ты — это ты, и, пожалуй, это самое главное.
(М. Булгаков — молодому писателю)
О том, как жил и писал Булгаков, стоило бы написать роман. Конечно же, с примесью фантастики и даже чертовщины, с ноткой трагизма и горьким сарказмом, с тенью тайны и щемящей искренностью. Роман о «бедном и окровавленном Мастере», который заслужил покой, но не обрел его при жизни. Или обрел? Но такой роман смог бы написать только сам Булгаков. И написал.
Булгаков один из самых читаемых писателей XX века, теперь мы смело, называем его великим, гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. И все же имя автора «Мастера и Маргариты» не просто веха в истории литературы. Его живые книги не должны заслонять самобытного человека, замечательную, сильную духом и верой личность, честного русского писателя, сумевшего прожить столь трудную, счастливую, богатую творчеством и поступками жизнь и обрести свою непростую судьбу в истории и литературе.
Писатели большей судьбы знают о себе что-то, что мы о них до сих пор не знаем или не решаемся сказать. На этом перекрестке возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Возникают неизбежные в таких случаях вопросы: почему мы так мало знали о нем, почему с каждым годом он все более интересен?.. Все это можно с полным правом адресовать к творческой судьбе и литературному наследию выдающегося русского писателя и драматурга XX века, признанного классика отечественной словесности Михаила Афанасьевича Булгакова.
Впечатлительный и нервный, но порой удивлявший своим упорством, Булгаков имел крепкие жизненные корни. Он родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909, по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926).
Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т.Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.
Выполняя обязанности врача, Булгаков продолжал писать. В 1924 в Автобиографии он написал: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!» Писатель не верил в «очистительную силу» революции, видя ее тяжелые последствия для общества. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батуми, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами.
В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа». Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем.
В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925), опубликованной в 1968). В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия», работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве, показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства. В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с «Белой гвардией» и получившей впоследствии название «Дни Турбинных» (1926). Спектакль «Дни Турбинных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей. Спектакль выдержал 987 представлений. Вскоре после «Дней Турбинных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х – «Зойкина квартира», «Багровый остров» и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928).
В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались.
В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В 1938 он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена. В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант был уничтожен им в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя. За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Булгаков пытался опубликовать роман, но только в 1967 роман появился в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940.
Сейчас его имя окружено читательским вниманием и в нашей стране, и за ее пределами, увенчано заслуженной славой. А было не такое уж далекое время, когда замечательного художника слова лишали главного для него права – живого и непосредственного общения с читателем, зрителем, слушателем, следили за каждым его шагом, а каждую его новую вещь встречали подозрительно и часто видели в ней то, чего там вовсе не было, но что хотели увидеть там его критики и оппоненты – «неистовые ревнители» партийной идеологии.
Анна Ахматова, давнишний друг Булгакова и его семьи, узнав о смерти писателя, написала стихи в его память. Там есть такие строки:
Вот это я тебе взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья,
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты, как никто, шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил,
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой как флейта прозвучит
И на твоей безмолвной тризне <...>
Придется поминать того, кто полный сил
И светлых замыслов и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
«Рукописи не горят», – заявляет один из главных героев «Мастера и Маргариты», выражая тем самым и авторское кредо. Посмертная судьба Булгакова подтвердила этот неожиданный афоризм-предсказание. И если при жизни писателя вряд ли кому в голову пришло назвать его «классиком», то на глазах нашего, особенно молодого поколения выросла и укоренилась в историческом времени слава Михаила Булгакова, Мастера на все времена. Про него уверенно можно сказать словами, обращенными к его любимому драматургу Мольеру: «Для его славы ничего не нужно, он нужен для нашей славы». Едва ли не самый издаваемый автор блистательной и не теряющей актуальности прозы, драматург, пьесы и инсценировки которого не сходят с подмостков отечественных театров и многих театров мира, а многое экранизировано, чьи произведения переведены на языки народов Европы, Азии, Америки, – Булгаков законно и достойно занял свое место в ряду классиков русской литературы и мировой культуры.
Произведения М.А. Булгакова, имеющиеся в районной библиотеке:
Собрание сочинений: в 5-ти т. /редкол.: Г. Гоц, А. Караганов, В. Лакшин и др.; вступит. ст. В. Лакшина. – М.: Худож. лит.
Избранные сочинения: в 3-х т. – М.: Литература
Избранное /предисл. Е. Сидорова; примеч. М. Чудаковой. – М.: Худож. лит., 1988. – 480с.
Багровый остров. Адам и Ева /вступит. ст. А. Смелянского. – М.: Искусство, 1990. – 143с., ил.
Белая гвардия: роман /худож. В. Бескараванный; вступит. ст. В. Петелина. – М.: Дет. лит., 2007. – 347с. – (Школьн. б-ка)
Великий канцлер /предисл. и коммент. В. Лосева. – М.: Изд-во «Новости», 1992. – 544с.
Дьяволиада: роман. – Калуга: Золотая аллея, 1997. – 416с., ил.- (Русский век)
Жизнь господина де Мольера / подгот. текста и послесл. В.И. Лосева; коммент. Г.Н. Бояджиева. – 4-е изд., доп. – М.: Мол. Гвардия, 1991. – 223с. – (Жизнь замечат. людей)
Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза /сост. вступит. ст. и примеч. В. Сахарова. – М.: Худож. лит., 1988. – 206с.
Кабала святош: роман, пьесы, либретто /сост. В.И. Лосев, В.В. Петелин. – М.: Современник, 1991. – 703с., ил.
Мастер Маргарита: роман /вступит. ст. П. Николаева; худож. Д. Бисти. – М.: Худож. лит., 1988. – 384с. – (Классики и современники)
Пьесы /сост. Л.Е. Белозерская; вступит. ст. В.В. Новикова. – М.: Сов. Писатель, 1987. – 656с.
Собачье сердце: повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2009. – 672с. – (Русская классика)
Литература о Булгакове М.А.:
Быков, В. Три соблазна Михаила Булгакова /В. Быков //Огонек. – 2002. - №19. – С. 56-60
Булгаков М Михаил Афанасьевич //100 великих писателя /Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. – М.: Вече, 2000. – С. 469-482
Лакшин, В. Мир Михаила Булгакова /В. Лакшин // Литературное обозрение, 1989. - № 10. – С. 10-19
Черкашин, М. В спину Булгакова Раскольников не выстрелил. Не успел. /М. Черкашин //Российская газета. – 2001. – 16 ноября. – С. 39
Галерея на главной
Выставка ко Дню космонавтики
Фестиваль арбуза
Фестиваль арбуза
День героев Отечества
Вечер памяти М.Джалиля
Ночь искусств
День матери
Библионочь