Версия сайта для слабовидящих

График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00

Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день

Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru

ГлавнаяUncategorised

 

Uncategorised

Лермонтов

 Мятежный гений вдохновенья

«Каждый заново для себя открывает Лермонтова.
Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен,
что эти открытия будут продолжаться без конца».
С. С. Наровчатов

 

Несмотря на очень короткую жизнь, Михаил Лермонтов оставил потомкам немало замечательных произведений, составивших золотой фонд отечественной литературной классики. Они многократно издавались в нашей стране и переведены на многие иностранные языки. «Герой нашего времени» остается популярен во все времена, а стихи Лермонтова с детства знакомы, практически, каждому. Написанная Лермонтовым в 1835 году драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени», поэма «Ашик-Кериб» были экранизированы, а также входили и продолжают входить в репертуар многих театров.
Родился М.Ю. Лермонтов в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве. Был сыном военного, мать принадлежала к богатому и знатному роду. Брак родителей был несчастливым. Когда мальчику было всего три года, его мать умерла, на воспитание ребёнка взяла к себе бабушка, запретив отцу встречаться с сыном.
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, успешно изучает иностранные языки. Детство будущего поэта прошло в Пензенской губернии. В 1825 году Лермонтов едет вместе с бабушкой на Кавказ на воды.
С 1827 года семья живёт в Москве, где через год Лермонтов поступает в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование. К этому времени Михаил Юрьевич уже пишет стихи.
После окончания учёбы поступил на службу в гвардию.
В 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Здесь он проникся духом вольнолюбия, так как это учебное заведение было одним из самых демократичных в России. На этот период приходится расцвет его лирического творчества. В 1832 году Михаил Юрьевич предпринимает попытку перевестись в Петербургский университет, но ему отказываются зачесть изученные в Московском университете предметы, и он решает посвятить себя военной карьере, поступая в этом, же году в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу в звании корнета и служит в гусарском полку. В это время Михаил Юрьевич пишет прозаические произведения ("Маскарад", "Княгиня Литовская", "Сашка" и др.), принесшие ему широкую известность.
По натуре Лермонтов был человеком страстным, с сильной волей и очень гордым. Он одинок всю свою жизнь, легко идёт на риск, участвует в дуэлях, никогда не был любимцем общества
В 1837 году он переводится в Нижегородский драгунский полк и уезжает на Кавказ. Лермонтов побывал в Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе. Он знакомится с декабристами, с грузинским поэтом Чавчавадзе. Во время пребывания на Кавказе пишет "Бородино". Влиятельные знакомые и родственники помогли сократить срок службы Михаила Юрьевича на Кавказе.
В 1838 году Лермонтов переведён в лейб-гвардию Гродненского полка (Петербург). С этого времени к поэту приходит слава талантливого литератора. Михаил Юрьевич знакомится со многими известными поэтами, общается с интеллигенцией Петербурга.
В 1840 году Лермонтов уже печатается в журнале "Отечественные записки". Ведущий критик журнала В. Г. Белинский высоко ценит Лермонтова, публикуя отзывы на его произведения. Но Михаил Юрьевич не всегда был принят литературными кругами, его критиковали, особенно после выхода в свет романа "Герой нашего времени", за отсутствие идеалов, за неприятие действительности.
Будучи человеком с обострённым самолюбием, Лермонтов вполне заслуженно получает славу отчаянного дуэлянта. В 1840 году Михаил Юрьевич участвовал в дуэли с сыном французского посла, за что и был отправлен на Кавказ в действующую армию. Лермонтов едет в Ставрополь и вскоре уже принимает активное участие в военных действиях, проявляя небывалую храбрость в сражениях.
В 1841 году Михаил Юрьевич приезжает в отпуск в Петербург. Николай I запрещает награждение Лермонтова боевыми наградами (в то время поэт уже имел репутацию вольнодумца и человека, активно критикующего политику властей). Михаил Юрьевич планирует выйти в отставку и заняться исключительно литературной деятельностью. Отставку он не получает, и в 1841 году вынужден вернуться на Кавказ. В Пятигорске он живёт, получив разрешение остаться там для лечения на водах. Здесь он встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтова настигла смерть.
Прошло двести лет со дня рождения великого поэта, а любовь к нему новых поколений все возрастает. Круг людей, стремящихся глубже проникнуть в смысл произведений Лермонтова, все расширяется.

Произведения М.Ю. Лермонтова, имеющиеся в районной библиотеке:
Собрание сочинений в 4-х т. [Текст] / вступит. ст. и коммент. И.Л. Андронникова; оформл. Д. Шимилиса. – М.: Худож. лит., 1983
Т.1: Стихотворения. – 446с
Т.2 Поэмы и повести в стихах. – 542с.: 1л. порт.
Т. 3 Драмы. – 622с
Т. 4 Проза. Письма. – 592с.
Сочинения в 2-т. [Текст] / сост. и коммент. И.С. Чистовой; вступит. ст. И.Л. Андронникова. – М.: Правда, 1988 . – Т.1. – 720 с.; Т.2. – 704 с.
Избранные произведения [Текст] / вступит. ст. и коммент. А. Пескова. – М.: Худож. лит., 1985. – 511с.: ил.
Герой нашего времени [Текст]: роман. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2008. – 281с.
Демон [Текст]: Стихотворения. Поэмы, Пьесы. – М.: Эксмо, 2008. – 672с. – (Русская литература)
«И там же был слишком счастлив» [Текст]: Стихотворения. Поэма. Документы / сост. и предисл. В. Муравьева. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 302с.
Маскарад [Текст]: драма в 4-х действиях. – М.: Сов. Россия, 1989. – 192с.: ил.
Мцыри [Аудиокнига] / читает Г. Бортников, М. Ульянов. – Екатеринбург: ООО «Урал. электр. завод», 2008. – 1 электр. Опт. Диск (МРЗ)
Система требования: Pentium 100 MHz, 16mb RAM, 4-x CD-ROM, звук. карта SVGA, WINDOWS 98/ ME/ XP/ 20000
Русская мелодия [Текст]: поэзия, драматургия, проза / сост. вступит. ст. и примеч. И.П. Щеблыкина. – М.: Парад, 2007. – 664с.

Литература о М.Ю. Лермонтове:
Андронников, И. Лермонтов. Исследования и находка [Текст] / И. Андронников. – 3-е изд. – М.: Худож. лит., 1969. – 600с.; порт.
Андреев-Кривич, С.А. Тарханская пора [Текст] / С.А. Андреев-Кривич. – М.: Дет. лит., 1963. – 190с.: ил.
Висковатов, П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество /П.А. Висковатов; вступит. ст. Г.М. Фридлендера; коммент. А.А. Карнова. – М.: Современник, 1987. – 494с.: ил.
Герштейн, Э.Г. Судьба Лермонтова [Текст] / Э.Г. Герштейн. – М.: Сов. писатель, 1964. – 496с.
Иванова, Т. Лермонтов на Кавказе [Текст]: эссе / Т. Иванова. – М.: Дет. лит., 1968. – 210с.: ил.

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения

450 лет  со дня рождения  Уильям Шекспира

        Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке — о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды — все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.
Родился Уильям Шекспир в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит.
В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
В 1612 году Шекспир, никому ничего не объяснив, возвращается в Стратфорд-на-Эвон и, как ни в чем не бывало, продолжает спокойную семейную жизнь со своей женой Энн. К тому времени он - уже достаточно обеспеченный человек, имеющий дворянский титул. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился — 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Произведения У. Шекспира, имеющиеся в районной библиотеке
Избранное в лучших переводах знаменитых русских поэтов [Текст] /пер. с Б. Пастернака, М. Кузьмина, И. Евсы. – М.: Эксмо, 2009. – 352с.: ил. – (Мировая классика)
Гамлет, принц Датский [Текст]: трагедии /пер. с англ. Б. Пастернака. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2009. – 224с.
Исторические драмы [Текст] / пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1990. – 767с.: ил.
Как вам это понравится. Мера за меру [Текст]: пьесы / пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 315с.
Комедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 576с. – (Зарубежная классика)
Комедии, хроники, трагедии [Текст]: в 2-х т. / пер. с англ. ; вступит. ст. и коммент. Д. Урнова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т.1. – 783с.; Т. 2 - 670с.
Король Лир. Много шума из ничего. Сон в летнюю ночь [Текст] / пер. с англ. Т.Л. Щепкиной-Куперник. – М.: Профиздат, 2005. – 416с. – (Литературные шедевры)
Лирика [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 480с. – (Всемирная б-ка поэзии)
Мера за меру. Король Лир [Текст]: пьесы / пер. с англ. предисл. О. Сороки. – М.: Известия, 1990. – 256с.
Ромео и Джульетта [Текст]: трагедии / пер. с англ. Б. Пастернак. – М.: Эксмо, 2012. – 192с.
Сонеты [Текст] / пер. с англ. С.Я. Маршака. – СПб.: ИГ Азбука-классика, 2009. – 224с.
Трагедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 704с. - (Зарубежная классика)

Литература о У. Шекспире
Еремин, В.Н. Сто великих поэтов [Текст] / В.Н. Еремин. – М.: Вече, 2008. - С. 142-143. – (Сто великих)
Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.w-shakespeare.ru/bio.htmlстальной. - Дата доступа. - 10.02.2014

Шукшин

Мятежная душа России: 

В.М. Шукшин  85 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина

Шукшин при всей очевидности один из самых загадочных писателей.
Ему удивительно удавалось постигать человеческие души и этим влиять на души наши»

С. Залыгин

    Чем дальше в историю уходит Василий Макарович Шукшин, тем более прочно его творчество становится фактом духовной культуры. И это не случайно. Своей гуманистической направленностью, общечеловеческих вопросов бытия, творчество В.М. Шукшина оказалось созвучно нынешним духовным исканиям. Вопросы, поставленные писателем более сорока лет назад: не утрачиваем ли мы своей духовности? что с нами происходит? - со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем.
     Василий Шукшин - человек разносторонних дарований. Это писатель, актер, кинодраматург, режиссер. Его творчество отвечает тем критериям, которые предложил сам писатель: в его искусстве мы найдем широкие размышления над жизнью народа, смелое и глубокое постижение ее реальных противоречий и сложности.
Василий Шукшин родился 25 июля 1929г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Родители его считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Глава семьи – отец, Макар Леонтьевич Шукшин - работал механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Но вскоре отца Макара Леонтьевича арестовали. Мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя детьми на руках. Она вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина. Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Начала налаживаться жизнь, как грянула народная война. Отчим Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку. И так, тринадцатилетний Василий Макарович стал главным мужчиной и кормильцем в доме.
     С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу. А первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация", который относился к московской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, затем - на тракторный завод во Владимир.
     В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа - короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" - осталась незамеченной. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина сочли фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным. Но при этом, актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. Шукшин снялся в фильме «Два Федора», после чего приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др.
      С третьего курса он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая - то из них обратит внимание на его труды. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям. Но уже в 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них: "Правда", "Светлые души", "Степкина любовь" были напечатаны в журнале "Октябрь" - в 1961 году. Произведение "Экзамен" - в 1962 -м; "Коленчатые валы" и "Леля Селезнева с факультета журналистики" также появились в журналах в 1962 году. В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин".
     На основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Съемки картины начались летом того же года на Алтае. Картина "Живет такой парень" вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой. Фильм по непонятным причинам записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала "Искусство кино" с собственным пояснением к фильму.
  А тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием "Там вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - "Ваш сын и брат", который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам. В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман "Я пришёл дать вам волю". В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
     1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов "Характеры". На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы "Энергичные люди" - режиссёром Товстоноговым. В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма "Они сражались за Родину", на теплоходе "Дунай".
     Василий Макарович Шукшин — уникальное явление русской культуры. “Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование”, — писал С.П. Залыгин.

Произведения В.М. Шукшина, имеющиеся в районной библиотеке
Собрание сочинений [Текст]: в 3-х т. / сост. Л. Федосеева-Шукшина; вступит. ст. С. Залыгина; коммент. Л. Аннинского. – М.: Мол. гвардия
Т.1: Я пришел дать вам волю: романы. – 1984. - 702с.
Т.2: Рассказы 1960-1971 годов. – 1985. – 591с.
Т.3: Рассказы 1972-1974 годов; Повести; Публицистика. – 1985. – 671с.
Беседы при ясной луне [Текст]: рассказы. – М.: Эксмо, 2012. – 640с. – (Русская классика)
Брат мой… [Текст]: повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2011. – 704с. – (Красная книга прозы)
До третьих петухов [Текст]: рассказы и повесть /худож. П. Пинкисевич; вступит. ст. В. Курбатова. – М. Русская книга, 1992. – 96с.
Калина красная [Текст]: киноповести и рассказы. – М.: Эксмо, 2010. – 624с. – (Русская классика)
Любавины [Текст]: роман / вступит. ст. В. Вербицкого. – М.: Эксмо: РИЦ Литература, 2010. – 544с. – (Русская классика)
Мгновения жизни [Текст] /сост. Г. Кострова. Л. Шукшина; предисл. В. Распутина. – М.: Мол. гвардия, 1989. – 208с.: ил.
Миль пардон, мадам! [Текст]: рассказы. – М.: Вагриус, 2003. – 462с.
Нечаянный выстрел [Текст]: рассказы. – М.: АСТ; Зебра Е, 2010. – 320с.
Печки-лавочки [Текст]: киноповести и рассказы. – М.: Эксмо, 2005. – 640с. – (Русская классика ХХ века)
Позови меня в даль светлую…[Текст]: рассказы. Повести / предисл. С.Р. Федякина. – М.: Эксмо, 2004. – 672с.
Странные люди [Текст]: рассказы. – М.: АСТ; Зебра Е, 2010. – 320с.
Я пришел дать вам волю [Текст]: роман. – М.: Сов. Россия, 1984. – 396с.

Литература о В.М. Шукшине:

Басинский, П. Мы все где-то ищем спасения: Василий Макарович Шукшин – 80 лет: письма, статьи, интервью [Текст]
/ П. Басинский // Российская газета. – 2009. - №135 (23 – 29 июля). – С.24-25.
Василий Макарович Шукшин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://to-name.ru/biography/vasilij-shukshin.htm
Ведерникова, О. «Шукшин В.: Душу надо? Могу продать!» [Текст] / О. Ведерникова // Комсомольская правда. – 2009. – 24 июля. – С.3.
Викулов, С. Смерть не уступила ни дня: (25 лет без В. Шукшина) [Текст] / С. Викулов // Наш современник. – 1999. - №10. – С.231-237.
Гришаев, В. Любовь любовью отзовется: Шукшинские чтения на Алтае [Текст] / В. Гришаев // Наш современник. - 1998. - №6. – С.269-271.
Заболоцкий, Ан. Шукшин в жизни и на экране: записки кинооператора [Текст] /Ан. Заболоцкий // Роман-газета. – 1999. - №10. – С.1-48.
Емельянов, Л.И. Василий Шукшин [Текст]: очерк творчества / Л.И. Емельянов. – Л.: Худож. лит., 1983. – 151с.
Неверов, В. «Судилище» над Шукшиным [Текст] / В. Неверов // Наш современник. – 2006. - №7. – С.280-283.
Шукшина, О. «Больше всего я люблю крупный план папы: его глаза, морщины» [Текст]; [беседа с актрисой, дочерью В.С. Шукшина – Ольгой Шукшиной / записала Анжелика Заозёрская // Труд. – 2009. – 23 июля. – С.8. – (Жизнь звезд)

Друнина

«Я родом не из детства - из войны»

95  лет со дня рождения
Юлии Владимировны Друниной

     Девятнадцатилетняя московская школьница, девочка из учительской семьи, мучаясь в госпитале с тяжелым ранением, от боли и бессонницы,  от жалости и любви к погибшим товарищам, написала  стихотворение, уже давно неотделимое не только от военной поэзии, но и от войны, вошедшее не только в хрестоматии, но и народную память:

«Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне»

     На вопрос: «Как вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Юлия Владимировна  ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом был в защите этой женст­венности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

Не знаю, где я нежности училась, —
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя. 

  О чем писала женщина? О любви. О жизни. О том, что войны не должно быть. Мы приглашаем вас, познакомится с Юлией Владимировной Друниной. Познакомится вновь или, может быть, заново: порой человек открывает для себя красоту поэтического мира не с первой попытки. Почему она? Просто потому, что в строках ее стихотворений мы чувствуем душу, которой не чуждо стремление к созиданию, к борьбе, к жизни сознательной.
      Родилась Юлия Владимировна Друнина  10 мая в Москве. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.
  Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов, после окончания,  которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад. 
       В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание - старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ "...негоден к несению военной службы". 
      На двадцатом году своей жизни приезжает в Москву. У Юлии Друниной нет сомнений, чем заниматься. Она идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. 
Вначале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 - стихи "В солдатской шинели".
В марте 1947 участвует в 1 Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт закончила только в 1952, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери.
     В 1955 сборник "Разговор с сердцем", в 1958 - "Ветер с фронта", в 1960 - "Современники", в 1963 - "Тревога" и другие сборники. В 1967 побывала в Германии, в Западном Берлине. В 1970-е выходят сборники: "В двух измерениях", "Я родом из детства", "Окопная звезда", "Не бывает любви несчастливой" и др. В 1980 - "Бабье лето", в 1983 - "Солнце - на лето". Автобиографическая повесть Друниной "С тех вершин..." увидела свет в 1979.
   Ю.В. Друнина с большими надеждами на лучшее будущее восприняла перестройку конца 80-х годов, стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в прессе не только со стихами, но и с публицистическими статьями. Трагически был воспринят поэтессой распад Советского Союза. Личные утраты (смерть любимого мужа и близких друзей) и крушение общественных идеалов послужило основной причиной для самоубийства поэтессы.  Ю.В. Друнина ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 в Москве.  Она могла тысячу раз погибнуть на той войне, на которую ушла в 17 лет. А умерла по своей воле…
    Трагическая гибель Юлии – боль. Боль и стыд человечества перед женщиной, чья свободолюбивая, страстная душа не нашла поддержки в трудный час. Разочарование и одиночество. Усталость. Страх и ужас за свою страну, на защиту которой много лет назад пришлось шагнуть девчонке из-за парты в блиндаж. Юлия Друнина ушла из жизни исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности, своей первой фронтовой любви, дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В  кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

       Произведения Ю. В. Друниной,  имеющиеся в районной библиотеке:

     За минуту до боя [Текст]. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 352с.

     Стихи о войне [Текст] / сост. предисл. Е. Липатникова. – М.: Эксмо, 2010. – 304с. – (Стихи о войне)

     Стихи разных лет [Текст]. – М.: Сов. Россия, 1988. – 336с.: порт.

Литература о Ю.В. Друниной:

      Коннов, И. «Как летит под откос Россия, не могу, не хочу смотреть» [Текст]  / И. Коннов // Южный Урал. – 2009. – 6 мая. – С. 22

   Легендарная поэтесса Юлия Друнина: биография, стихи и ссылки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znamus.ru/page/yuliya_drunina

        Мошковский А. Два поэта [Текст] / А. Мошковский    // Москва. -  1998 . -  № 5.

Бондарев

Исповедь поколения

95лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева

   

Родился Юрий Васильевич Бондарев 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. В 1931 году Бондаревы переехали в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями - обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряде его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, часто читавшая ему по вечерам и постепенно приохотившая сына к русской классике. 
     
Пожалуй, главное испытание характера будущий писатель получил на войне. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, там Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
    Вспоминая военные годы, Юрий Бондарев говорит: «Я и сейчас помню сернистые ожоги стужи в сталинградских степях, ледяной холод орудий, так за ночь прокаленных морозом, что металл чувствовался сквозь рукавицы. Помню пороховую вонь стреляных гильз, жаркий газ от горячего казенника и пустынное безмолвие звездного неба по ночам… В моей памяти навсегда остался запах мерзлого хлеба, твердого, как камень, ржаных солдатских сухарей, несказанный аромат солдатской “пшенки” в застылой фиолетовости зимнего рассвета».
          В боях под Котельниковским он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
          С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.
Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности — ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что — зло. И каждый оказывается перед выбором — его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти» (слова героя повести «Батальоны просят огня»).
      После войны Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького в Москве, в 1949 году начал печататься. В 1951 году избран членом Союза писателей СССР. Первый сборник его рассказов - "На большой реке" вышел в 1953 году. Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. . Его перу принадлежат романы: "Тишина" (1962), "Двое" (1964), "Горячий снег" (1969), "Берег" (1975), "Выбор" (1980), "Игра" (1985), "Искушение" (1991), "Непротивление" (1996), "Бермудский треугольник" (1999); повести: "Юность командиров" (1956), "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959), "Родственники" (1969); сборник рассказов "Поздним вечером" (1976); циклы миниатюр "Мгновения" (с 1977); книги литературных статей "Поиск истины" (1976), "Взгляд в биографию" (1977), "Хранители ценностей" (1978).
        Незабытое прожитое открывается в произведениях писателя. И это заставляет литературоведов говорить, что Бондарев — живой классик русской литературы. Юрий Бондарев является нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков.  Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева. По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. 

          Юрий Бондарев и сегодня верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставит перед ним наше время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл — воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», — сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями.

Произведения Ю.В. Бондарева, имеющиеся в районной библиотеке:

       Собрание сочинений [Текст]: в 8т. /вступит. ст. И. Богатко. – М.: Голос, Русский Архив

       Т.1: Батальоны просят огня. Последние залпы. Повести. Рассказы. – 1993. - 400с.

        Т.2: Горячий снег. Рассказы. Статьи. – 1993. -  400с.

        Т. 3: Тишина: роман. Рассказы. – 1994. – 480с.

        Т.4: Берег: роман. Рассказы. Миниатюры.  – 1994. – 480с.

        Т.5: Выбор: роман. Статьи. – 1996. – 454с.

        Т.6: Игра: роман. Родственники: повесть. Миниатюры. Статьи.  – 1996. – 464с.

        Т. 7: Искушение: роман. – 1996. – 400с.

        Т.8: Непротивление: роман. Мгновения. Публицистика. – 1996. – 480с.

          Хранители ценностей [Текст]. – М.: Правда, 1987. – 384с.

          Юность командиров [Текст]: повесть. – М.: Мол. гвардия, 1971. – 288с.

Литература о Ю.В. Бондареве:

  Бондарев Ю.В. [Электронный ресурс] / Ю.В. Бондарев. – Режим доступа: http://wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/bondarev_yv.htm. - Дата  обращения. – 9.02.2014

          Горбунова, Е. Юрий Бондарев [Текст]: очерк творчества  /Е. Горбунова. – М.: Сов. Россия, 1989. – 432с.

          Коробов, В.И.  Ю. Бондарев [Текст]: страницы жизни, страницы творчества / В.И. Коробов. – М.: Современник, 1984. – 368с.

Страница 14 из 22


  

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

 

   

Поиск

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Праздники России

Советует читатель

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.