Версия сайта для слабовидящих

График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00

Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день

Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru

ГлавнаяUncategorised

 

Uncategorised

195 лет со дня рождения Н. Некрасова

                  Вчерашний день, часу в шестом,
                  Зашел я на Сенную;
                 Там били женщину кнутом,
                 Крестьянку молодую.
       Ни звука из ее груди,
      Лишь бич свистал, играя...
      И Музе я сказал «Гляди!
      Сестра твоя родная!»


         Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил, о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.
     Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
    Н.А. Некрасов родился 28 ноября (10 октября н.с.)1821 г. в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». 
    Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины ("Тройка", "Мороз, Красный нос", "В полном разгаре страда деревенская..." и др.).
     Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. Тогда же начал писать стихи.
    В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши. В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком В. Г. Белинским, который оказал на Некрасова огромное влияние - нравственное, литературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.
      С 1841 начал сотрудничать в Отечественных записках. В 1847 году писатель И. И. Панаев с Некрасовым приобрели журнал "Современник", основанный А. С. Пушкиным. В "Современнике" расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов.
    И. С. Тургенев публикует здесь "Записки охотника", И. А. Гончаров - роман "Обыкновенная история", В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен - повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов". Здесь же Некрасов помещал и свои стихотворения. После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского - Чернышевского и Добролюбова.
      Влияние "Современника" росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добролюбов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышевского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.
Спустя полтора года Некрасов арендует "Отечественные записки" и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. "Отечественные записки" пользовались таким же успехом, как и "Современник".
     Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 года. Он закончил поэму "Саша", в которой хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних "героев времени", "лишних людей" из среды культурного дворянства. Тогда же он написал стихотворения "Забытая деревня", "Школьник", "Несчастные", "Поэт и гражданин". В этих произведениях обнаружились могучие силы народного певца.
Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. "Крестьянские дети" (1856), созданные одновременно с "Коробейниками", продолжают успех поэта. Поэма "Мороз, Красный нос" (1863-1864) наполнена светлой верой и доброй надеждой.
      Стихотворение "Орина, мать солдатская" (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатчины, но и над самой смертью.
    Декабристскую тему раскрывают поэмы "Дедушка" и "Русские женщины". В "Княгине Трубецкой" (1871) и "Княгине Волконской" (1872) Некрасов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм "Коробейники" и "Мороз, Красный нос". Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.
     Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу - к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа.
       Герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (1865-1877) - все многомиллионное "мужицкое царство". Такой поэзии еще не бывало в России. Сознание нравственной "силы народной", предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.
    В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой"...
   Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.
Значение Некрасова - результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать "художество" как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, - как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его "односторонности". Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом "неласковой и печальной" музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.
    Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза "мести и печали" не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это - благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер. Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно, бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова.
     Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык. Характерно, что русский модернизм, объявивший войну всем вообще традициям 60-х годов, Некрасова ставит очень высоко.

Произведения Николая Александровича Некрасова, имеющиеся в районной библиотеке:

Полное собрание сочинений: в 15-ти т. – Л., 1981-1984
Избранное. – М.:Профиздат,1995. – 352с. – (б-ка отечественной классики)
Избранные сочинения /сост., вступит. ст. и примеч. Н. Скатова; ил. худ. Д. Бровского. – М.: Худож. лит., 1987. – 607с.
Кому на Руси жить хорошо: поэма /худож. И. Годин; вступит. ст. Ю.В. Лебедева. – М.: Дет., лит., 2008. – 327с.
Лирика /сост. и примеч. А.М. Гаркави; предисл. К.И. Чуковского. – М.: Дет. лит., 1979. – 142с. – (Школьная б-ка)
Мертвое озеро: роман в 3-х ч. – Нальчик: Кн. изд-во «Эльбрус», 1989. – 557с.
Поэмы /рис. Г.С. Волхонской. – М.: Дет. лит., 2001. – 231с. – (Школьная б-ка)
Русские женщины: стихотворения и поэмы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. – 176с.
Современники: стихотворения /вступит. ст. Н.Н. Скатова; сост. В.В. Милюкова. – М.: Парад, 2007. – 704с. – (Новая б-ка рус. классики)
Стихи о любви. – М.: Эксмо, 2009. – 256с.
Стихотворения и поэмы /сост. авт. послесл. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
Я лиру посвятил народу своему: сборник /сост. К. Чаевская. – М.: Мол. гвардия, 1971. – 352с. – («Тебе в дрогу, романтик»)

Литература о Н.А. Некрасове:
Аникин, В. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» /В. Аникин. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Худ. лит., 1973. – 100с.
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова /сост. и вступит. ст. Н.И. Якушева. – М.: Дет. лит., 1987. – 20с.
Скатов, Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели /Н.Н. Скатов. – М.: Сов. Россия, 1986. – 336с.
Живые страницы Н.А. Некрасова в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах /сост. Б.В. Лунина. – М.: Дет. лит., 1974. – 447с.

Сын Сибири

СЫН СИБИРИ

 «Нам очень дорог большой мир этого писателя, в котором
легко и просто дышится, где далеко и ясно видно,
что человек – хозяин своего счастья»

(С. Наровчатов)   

Георгий Марков сибиряк не только по рождению. В Сибири прошли его детство и юность. Здесь он был на комсомольской и журналистской работе. Здесь началась, и многие годы продолжалась его литературная и общественная деятельность
  Закономерно, что все написанное Г. Марковым, сюжетно, тематически, проблемно связано с Сибирью – с ее природой и бытом, с первопроходческими и правдоборческими традициями сибиряков, с теми человеческими отношениями, которые складывались в ходе «обживания» Сибири, освоения ее природных богатств, развития ее промышленности, земледелия, культуры, с той особой ролью, какую отвела история этому краю в преобразующей работе народа, строящего небывалое в мире общество.
  Г. М. Марков родился 6 апреля 1911 года в селе Новокусково Томской области в семье охотника-медвежатника Мокея Фроловича и крестьянки Евдокии Васильевны. До 16 лет Георгий жил в тайге, занимался охотой, рыболовством, пас скот. Грамоте его обучали отец и брат. В возрасте 13 лет вступает в комсомол. Начинается активная общественная деятельность: сначала - председатель Асиновского бюро юных пионеров, затем - работа в томском горкоме комсомола, в газетах «Красное знамя», «Путь молодежи», «Томский крестьянин»
  В 1930—1932 годах учился на вечернем отделении Томского государственного университета, но не окончил его. В 1931—1941 годах Г. М. Марков на редакционной работе (редактор детского журнала «Товарищ» и газеты «Большевистская смена» в Новосибирске, газеты «Молодой большевик» в Омске).
При начале Великой Отечественной войны 18 июля 1941 года, по заявлению совместно с другими иркутскими писателями о том, что они вступают в ряды Красной Армии, записался добровольцем на фронт. Однако руководством ЗабВО был направлен служить в армейских газетах Забайкалья, где публиковал многочисленные прозаические произведения разных жанров. Был специальным корреспондентом газеты Забайкальского военного округа, а позже Забайкальского фронта. В 1943 году становится членом Союза писателей СССР. В составе 17-й армии Забайкальского фронта совершил поход через Хинган и стал участником и очевидцем разгрома Квантунской армии, отмечен боевыми наградами. После увольнения в запас 18 декабря 1945 года майор Г.М. Марков возвращается к писательской работе в Иркутске
В 1956 году переехал в Москву, где стал секретарём правления СП СССР, c 1971 года — первый секретарь, с 1977 года — Председатель правления. Председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры с 1979 года. Председатель комиссии по литературному наследию М. С. Шагинян. В январе 1989 года по собственному желанию ушёл с поста председателя правления СП СССР.
Сибирь стала сквозной темой всего его творчества - художественного, публицистического, литературно-критического. Его романы и другие произведения - от написанных в «шолоховском» возрасте в 1930-е гг. «Строговых», удостоенных в 1951 г. Сталинской премии, до опубликованных посмертно повести «Старый тракт» и воспоминаний о сибирской комсомольской юности «Не поросло быльем» - посвящены сибирским темам: историко-революционной героике начала XX в. («Сибирь»), первым послереволюционным коммунам в Сибири («Отец и сын»), разведке и освоению природных богатств Западной Сибири, в частности, нефти и газа («Соль земли»), старым партийным руководителям («Земля Ивана Егорыча») и новому поколению сибирских партийных работников («Грядущему веку»). Почти все романы его были экранизированы в советские годы (по «Строговым», «Соли земли» и «Грядущему веку» сняты многосерийные кинофильмы). В 1976 г. ему была присуждена Ленинская премия, денежную часть которой писатель в полном объеме перечислил на строительство библиотеки в родном селе Новокусково Асиновского района Томской области.
   Г. М. Марков умер 26 сентября 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Личность Георгия Мокеевича Маркова – «тепло-светлая», её нельзя отделить от его книг, в нём самом – отделить политика от художника, его жизнь и судьбу – от Сибири. Родина – это ведь не только пространство, но и время. Время Маркова, сложное, трудное и прекрасное, наполненное борьбой и созиданием, трудом во имя светлых надежд и идеалов, ещё будет изучаться «беззлобно и с рассмотрением». У правды долгая и трудная жизнь, это верно. Но ведь всё-таки жизнь. А, следовательно, движение, похожее на возвращение к истокам после бессильного сплава по течению.

Произведения Г.М. Маркова имеющиеся в Центральной библиотеке:
Собрание сочинений [Текст]: в 5-ти т. / вступит. ст. И. Мотяшова. – М.: Худож. лит,, 1981-1982
Грядущему веку [Текст]: роман. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 301с.
Земля Ивана Егорыча. Завещание [Текст]: рассказ, повесть. – М.: Современник, 1986. – 94с.
К юности [Текст]. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 208с.: ил., порт. – (Писатель – молодёжь – жизнь)
Орлы над Хинганом [Текст]: повесть / худож. В. Муравьев; авт. статьи Г. Маркова. – М.: Сов. писатель, 1985. – 240с.: ил.
Отец и сын [Текст]: роман в 2-х кн.; Орлы над Хинганом: повесть. – Екатеринбург, 1994. – 344с.
Сибирь [Текст]: роман. – М.: Дрофа, 1994. – 560с.
Соль земли [Текст]: роман. – М.: Дрофа, 1993. – 522с.
Строговы [Текст]: роман / худож. А. Дудин. – М.: Худож. лит., 1986. – 574с. – (Классики и современники)

Литература о Г.М. Маркове:
Георгий Мокеевич Марков: биобиблиогр. указ. / сост. Л.С. Траксель; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Историко-краеведческий отдел. – Томск: Б.и., 2006. – 190 с. – (Жизнь замечательных томичей; Вып. 4). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://elib.tomsk.ru/elib/data/2011/2011-0129/2011-0129.pdf
Игнатов, Г. Родные края – Сибирь [Текст] / Г. Игнатов // Библиотекарь. – 1977. - № 4. – С. 47-49
Калёнова, Т. Сибирь его не забудет [Текст] / Т. Калёнова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
htt: www.lib.tomsk.ru/page/811/

Первооткрыватель русской истории

«Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии,
а как можно лучше мыслить, чувствовать, действовать,
любить добро, возвышаться к его источнику.
Чем далее живём, тем более объясняется для нас
цель жизни и её совершенство...
Делайте, что и как можете: только любите добро,
а что есть добро - спрашивайте у Совести»

                                                                                  Николай Карамзин

Николай Михайлович Карамзин — поэт, прозаик и историограф, создатель “Истории государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Он открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий! И Карамзин совершил его не столько в качестве исторического, сколько в качестве превосходного беллетрического таланта. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом.
Карамзин Николай Михайлович родился в 1766 в Симбирске.
Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.
Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства. В 1789 году опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия", отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера "О происхождении зла" (1786), "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1787).
С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии. Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой. Публикуя из номера в номер "Письма русского путешественника", Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы. В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести "Бедная Лиза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792), "Фрол Силин, благодетельный человек" (1791), "Лиодор" (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество.
Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя "писать как говорят", Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе "общественно-бытовой", язык еще надлежит создать. Изменение общественно-политической ситуации 1801—1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего, он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала "Вестник Европы" были опубликованы повести "Марфа Посадница" (1803), "Рыцарь нашего времени" (1802), "Моя исповедь" (1802), "Чувствительный и холодный. Два характера" (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.
В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.
Первый том "Истории государства Российского" был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов "Истории...". Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над "Историей..." Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..."
Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание.
Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.
Карамзинская "История..." не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.
Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи. Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России. Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут. Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века. Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
Произведения Н.М. Карамзина, имеющиеся в Центральной библиотеке:
Сочинения: в 2-х т. Т.1: Автобиография. Письма русского путешественника. Повести / сост. вступит. ст. и коммент. Г.П. Макагоненко. – М.: Худож. лит, 1984. –. – 670с.
Сочинения: в 2-х т. Т. 2: Критика. Публицистика. Главы из «Истории государства Российского»/ сост. вступит. ст. и коммент. Г.П. Макагоненко. – М.: Худож. лит, 1984. –. – 454с.
Избранные статьи и письма. – М.: Современник, 1982. – 352с.
Бедная Лиза. – М.: АСТ; Владимир: Астрель; ВКТ, 2008. – 124с.
История государства Российского: в 12-ти т. / предисл. подгот. текста В.Б. Муравьёва. – М.: Московский рабочий, 1993-1994.
Марфа-посадница: повести; Главы из «Истории государства Российского». – Л.: Худож. лит., 1983. – 432с.
Наталья, боярская дочь: повести. – М.: Сов. Россия, 1988. – 96с.
Письма русского путешественника / вступит. ст. Г.П. Макогоненко; прим. М.В. Иванова. – М.: Правда, 1988. – 544с.
Рыцарь нашего времени: поэзия, проза, публицистика / вступит. ст. и примеч. Т.А. Алпатовой. – М.: Парад, 2007. – 848с.
Литература о Н.М. Карамзине:
Краткая биография: Карамзин Николай Михайлович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vsekratko.ru/biography/karamzin/
Коровин, В.Л. Карамзин Николай Михайлович // Православная энциклопедия. Т. ХХХI. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. – С. 10-17. – 752с.
Хапилин К. Памятник души и сердца моего / К. Хапилин
// Молодая гвардия. - 1996.- N7. - С.217

Богомолов

   

МОМЕНТ ИСТИНЫ ВЛАДИМИРА БОГОМОЛОВА

Владимир Осипович один из самых «закрытых», «загадочных» писателей нашего времени. Его произведения вошли в золотой фонд русской литературы ХХ века, а знаменитый роман «Момент истины (В августе сорок четвертого…)» единодушно признан одной из лучших книг о Великой Отечественной войне.
   Владимир Осипович Богомолов родился 3 июля 1926г. в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. В 1952 г., демобилизовавшись из армии, Богомолов экстерном оканчивает среднюю школу и начинает обучение в МГУ, избрав специальность «Русская литература».
   Творческий путь Владимира Осиповича Богомолова начинается в 1958 г. с его дебюта в журнале «Знамя» с повестью «Иван». Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от «Сына полка» В.Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. В это же время появляется ряд рассказов Богомолова на военную тему, тоже ставших классикой военной прозы, а еще через пять лет выходит повесть «Зося» о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности ее воплощения. «Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…»
   Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963). Самое большое и знаменитое его произведение – роман «В августе сорок четвертого…» (второе название – «Момент истины»), законченный в 1973 году. Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Повествование ведется от лица разных героев, в текст романа включены фронтовые документы, при этом остродинамичный сюжет не дает читателю ни на минуту оторваться от повествования. Один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков. …
   В середине 1990-х годов Богомолов резко выступил против очернения подвига русского солдата в годы Великой Отечественной войны, мечтая написать публицистическую книгу «Срам имут и живые, и мёртвые, и Россия». Богомолов и в жизни был человеком храбрым и сильным. Мало кто знает, что в начале 1990-х годов на него в подъезде дома напали бандиты, пытаясь вырвать из рук писателя кейс. Писатель отбивался до потери сознания. Потом врачи наложили ему на лицо девять швов.
   Богомолов всегда отказывался от всех премий и наград. В 1975 году он категорически потребовал, чтобы его имя вычеркнули из числа соискателей Госпремии СССР. В 1984 году писатель отказался получать орден Трудового Красного Знамени. А в 2001 году он не стал принимать премию Андрея Синявского «За достойное поведение в литературе». В письме в «Новую газету» в 2001 году Богомолов так объяснял свои поступки: «Принять эту премию [Синявского. – В.О.], как, впрочем, и любую другую, я не могу в силу своих убеждений. Я убеждён, что литературное произведение после опубликования должно жить самостоятельно, без каких-либо подпорок и поддержек, а автор должен обходиться без каких-либо поощрений, без различных ярлыков и этикеток».
  В 1993 г. выходит еще одно произведение Богомолова — повесть «В кригере», ставшее последним в его творческом списке. Умер В.О. Богомолов 30 декабря 2003 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Произведения В.О. Богомолова, имеющиеся в Центральной библиотеке:
В августе сорок четвёртого….(Момент истины) [Текст]: роман. – М.: Вече, 2008. – 512с. – (Военные приключения)
Иван. Зося [Текст]: повести / худож. В. Алексеев. – М.: Современник, 1985. – 77с. – (Отрочество)
Момент истины (В августе сорок четвертого…) [Текст]: роман. – М.: Современник, 1988. – 414с. _ (Б-ка советского романа)
Сердца моего боль [Текст]. – Мол. гвардия, 1985. – 543с.
Литература о В.О. Богомолове:
Краткая биография В.О. Богомолова [Электронный ресурс]
/ Internet. – Режим доступа: http://litirus.ru/biografiya/kratkaya-biografiya-bogomolov-v.o.html
Биография В.О. Богомолова [Электронный ресурс] / Internet . – Режим доступа http: //stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/vladimir-osipovich-bogomolov.html

Костомаров Н.

       

 НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОСТОМАРОВ

200 лет со дня рождения

     Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров).      Творчество русско-украинского ученого, историка и археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на духовное развитие современников и долго еще будет жить в памяти благодарных потомков.

     Костомаров родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области, в семье помещика, отставного капитана Ивана Петровича Костомарова и крепостной Татьяны Петровны Мельниковой (впоследствии — Т. П. Костомарова) . Будущий великий историк сменил много учебных заведений, большей частью по причине неудовлетворенности уровнем преподаваемых знаний. Из воронежского пансиона, куда его отдала мать, он перешел сразу в третий из четырех классов гимназии, а затем, в возрасте 16 лет, единственный из всех гимназистов поступил на историко-филологический факультет Харьковского. Не найдя и здесь серьезного преподавания, юноша погружается в античность и совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на третьем курсе не знакомится с новым профессором всеобщей истории М. М. Луниным: отныне судьбой Костомарова стала история. Вспоминая впоследствии годы учебы в университете, ученый отмечал, что “если бы не было в университете Лунина, то время, проведенное в звании студента, надобно было бы считать потерянным”.        Последние полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович болел оспой и был сочтен умершим, но, еще нетвердо держась на ногах, прибыл на сессию: для дальнейшего пути в науку бастард должен был получить “степень кандидата за отличие”. Он сдал отлично все выпускные экзамены и уехал домой, где узнал, что лишен степени за оценку “хорошо” по богословию, полученную на первом курсе. В январе следующего 1837 года пересдал все экзамены и 8 декабря 1837 года Советом университета был утвержден в степени кандидата, о чем получил свидетельство 28 ноября 1838 года.
     Одновременно, служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая “составить историю всей слободской Украины” (рукопись эта сгинула в полиции после ареста). Никакие обстоятельства не могли заставить Николая Ивановича свернуть с пути, о котором сам он говорил так: “История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей?  Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников”.
     Осенью 1840 г. Н. И. Костомаров сдал магистерский экзамен и получил разрешение писать диссертацию на избранную тему. В 1841г. Он подал на факультет исследование “О причинах и характере унии в Западной России”, которое через год было принято к защите. Но церковная власть, царская цензура и правительство пришли к выводу о том, что оно не достойно ученой диссертации, как по характеру темы, так и по причине широко приводимого фактического материала о безнравственности духовенства, тяжелых поборах с народных масс, а главное — о восстаниях крестьян и казаков. По распоряжению министра просвещения С. Уварова все напечатанные экземпляры этой работы следовало уничтожить. (Но все-таки остались три уникальных экземпляра книги, являющейся сегодня большой библиографической редкостью.) Н. И. Костомарову разрешили писать диссертацию на другую тему. Во второй диссертации Н. И. Костомаров провел, как он выразился, свою задушевную мысль “об изучении истории на основании народных памятников и знакомства с народом”, обращении к жизни народа в ее многообразии, тем самым, поставив одним из первых в то время украинской историографии новую актуальнейшую проблему и занял в науке своеобразное место на общем фоне военно-административной истории. Весной 1843 г. Н. И. Костомаров подал на факультет диссертацию на тему” Об историческом значении русской народной поэзии” и защитил ее. 13 января 1844 года он получил степень магистра исторических наук. Это была первая на Украине диссертация этнографического характера.
    Основной задачей общества Н. И. Костомаров считал “распространение идей славянской взаимности, как путями воспитания, так и путями литературными”. Таким образом, еще до возникновения Кирилло-Мефодиевского общества Н. И. Костомаров придерживался умеренных взглядов и видел главную цель, прежде всего в распространении идеи единения славянских народов. В условиях николаевской реакции пропаганда идеи освобождения имела большое общественно-политическое значение. Но отстаиваемый Н. И. Костомаровым мирный путь ее воплощения был ошибочным, по сути, буржуазно-либеральным. Уже тогда исторические события в России убеждали, что “действительное освобождение народам могут обеспечить только социальные революции”.
   Предшествовало Кирилло-Мефодиевскому обществу тайное общество при Киевском университете, входившее в организацию Ш. Конарского. Оно вело пропаганду среди студентов университета и населения, распространяло революционную эмигрантскую литературу, в том числе произведения А. Мицкевича, среди них “Книги народа польского и польского пиллигримства”, давшие мысль кирилло-мефодиевцам написать “Книги бытия украинского народа”. Идея “революционного объединения славян”, пропагандировавшаяся кирилло-мефодиевцами, возникла у них “по примеру и под влиянием такой же идеи декабристов”. Наряду с этим следует подчеркнуть, что “Книга бытия украинского народа” , выражая сущность либерально-буржуазного крыла общества,, содержат ряд ошибочных положений о мессианской роли Украины с якобы присущим ей демократизмом, идеалистически трактуют исторический процесс и вопросы истории Украины.
    В июне 1864 г. Н. И. Костомаров после выступления на заседании Совета с пробной лекцией был единогласно утвержден преподавателем русской истории Киевского университета, а с 1 августа того же года его утвердили адъюнктом на кафедре русской истории. В марте 1847 г. Адъюнкт-профессору Н. И. Костомарову на его прошение в Совет университета было выдано свидетельство, разрешающее вступить в брак с А. Л. Крагельской. В марте этого же года Кирилло-Мефодиевское общество в результате доноса подверглось разгрому царской властью. Видные его члены были арестованы, и после следствия были приговорены к заключению или ссылке. Н. И. Костомарова приговорили к годичному заточению в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и административной ссылке в Саратов, где он находился без выезда до 1852 г. (Вначале Н. И. Костомаров был приговорен к бессрочной ссылке в Вятку). Свадьба Н. И. Костомарова с А. Л. Крагельской, назначенная на 30 марта 1847 г., не состоялась, так как накануне он был арестован и в день предполагавшегося венчания отправлен под стражей в Петербург. 24 июня 1848 г. Н. И. Костомарова сослали в Саратов, где он познакомился с А. Н. Пыпиным, Д. Л. Мордовцевым, подружился с Н. Г. Чернышевским.   Благотворительное влияние друг на друга Чернышевского и Костомарова не вызывает сомнения, хотя оно и не было равнозначным. Естественно, преобладало и дало ощутимые положительные результаты воздействие на Н. И. Костомарова гиганта свободной мысли Н. Г. Чернышевского. 
    Основное требование Н. И. Костомарова к историку состояло в том, чтобы его труды имели целью “строгую, неумолимую истину” и не потакали застарелым предубеждениям национального чванства. Относительно замечаний в его адрес о свободном обращении с источниками и сочинительстве истории, то именно в этом ученый видел призвание историка, ибо “сочинять” историю, по его понятию, значит “уразумевать” смысл событий, давать им разумную связь и стройный вид, не ограничиваясь переписыванием документов. Очертить в немногих главах, представить в сжатом виде исторические явления можно только тогда, считал он, когда мы изучили их подробности, когда мы владеем “большим запасом фактов”. Н. И. Костомаров признавал поступательное развитие человеческого общества и отрицательно относился к мнению о возможности поворота вспять хода исторической жизни. Но при этом ученый глубоко ошибался, утверждая, что дело истории — исследовать причины частных явлений, а не причину причин. Он также отвергал теорию, согласно которой следует признавать в истории лучшим все, что случилось позже, но то, что уже свершилось, считал необходимым рассматривать, “как совершенное”. Отсюда, не обольщаясь отменой крепостного права в России, Н. И. Костомаров все же усматривал в этом событии новые зачатки в ее истории. Следовательно, костомаровская схема истории России построенная на теории борьбы двух начал (удельно-вечевого и единодержавного), не исключала своего продолжения.
   Из современных ему историков Н. И. Костомаров выделял С. М. Соловьева как представителя государственного направления. Он подчеркивал его заслуги в установлении связей между новым временем и давно прошедшим. Ученый отметил вклад в русскую историю К. С. Аксакова, обратив внимание на “насильственное осветление” славянофилами старины.
     Н. И. Костомаров был религиозен, но, несмотря на это, понимал, что “религия, в вульгарном смысле, нисходила до ханжества или бессмысленной приверженности к символической букве” и в форме церкви освящала законность всех условий общественного и политического быта, в которых виделись темные стороны. Он написал по этому поводу: “Видя зло, не могу помириться с бесконечною любовью творца! Есть ли на самом деле промысел божий?”. Н. И. Костомаров написал несколько работ по церковной истории (“Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке: Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой”, “Воспоминания о молоканах”, “История раскола у раскольников” и др.) и, хотя специально не занимался изучением раскола, высказал ряд соображений направивших на правильный путь других ученых.
Безосновательными порой для того времени были обвинения Н. И. Костомарова в сепаратизме, которые сам он находил несообразными и несправедливыми.
  В конце 60-х Киевский и Харьковский университеты неоднократно приглашали Н. И. Костомарова к себе, но он не был допущен к преподаванию в университете, о чем он писал: “Министр... объявляет мне, что он не утвердит меня ни в один университет и что если, я хожу по Петербургу, цел и невредим, то за это следует благодарить господа бога”. Затем, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, Министерство народного просвещения закрепило за Н. И. Костомаровым профессорское жалование, лишив его возможности преподавать.
      В 1862 г. Н. И. Костомаров взялся за издание научно-популярных книг для народа, в чем был поддержан Н. Г. Чернышевским. Он настойчиво обосновывал и в прессе полезность издания такой литературы. Данное предприятие материально поддержали М. Лазаревский, Ф.Метлинский и многие другие, но вышедший в 1863 г. Циркуляр министра внутренних дел Валуева, запрещавший издание литературы на украинском языке, вынудил его прекратить начатое дело. После 1847 года Н. И. Костомаров постоянно находился под наблюдением тайной полиции.
    Основной костомаровской концепцией истории являлось признание у всех народов “федеративных начал”, из которых должна была сложиться федерация. Поэтому он придавал большое значение изучению “удельно-вечевого мира” и видел в этом “важнейшую подмогу для уразумения настоящего”, более того — для “практических целей и в настоящем, и в будущем”. С классовой точки зрения костомаровская федералистическая концепция идейно обосновывала борьбу за буржуазную республику или федерацию таких республик.
   Н. И. Костомаров рассматривал Древнюю Русь не как федерацию, сложившуюся в политическое государство, а с наличием “федеративных начал”, из которых могла бы при определенных условиях сложиться федерация. Можно ли ручаться, замечал ученый, за совершенную прочность и незыблемую крепость новейших таких федераций, на которые указывают в опровержение нам, когда мы прилагаем этот термин к русской истории “удельно-вечевого уклада”, “История Америки, — писал он, — не только Южной, но и Северной, Соединенных Штатов, достаточно дает отрицательный ответ. По мнению. Н. И. Костомарова, коварство и насилие будут в государственных отношениях до тех пор, пока люди не додумаются устроить свое общество “на иных началах”.
   В начале 1875 г. Н. И. Костомаров тяжело заболел. В это время скончалась его мать Татьяна Петровна. После смерти матери, творческую деятельность историка поддерживала А. Л. Костомарова, обвенчавшаяся с ним 9 мая 1875 г.. В воспоминаниях о Н. И. Костомарове довольно часто встречаем замечания по поводу того, что чем крупнее, импозантнее были события и явления конца 70-х — начала 80-х годов, тем упорнее он углублялся в изучение исторического прошлого, полагая, что, “не уразумев настоящим образом этого прошлого, нельзя уразуметь и настоящего”.
   Лето 1883 г. Н. И. Костомаров провел на Украине. Состояние его здоровья резко ухудшилось, но, несмотря на это, зиму он работал в архиве. Весной 1884 г. Историк снова покинул Петербург и уехал на Украину, его мечтой было окончить жизнь в Киеве. По возвращению в Петербург осенью Н. И. Костомарова уже почти не оставляла болезнь, но он трудился, подготовил к печати “Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества”, а также все необходимые материалы для монографии о М. В. Ломоносове, начал писать исторический очерк из времен бироновщины, которому суждено было остаться незаконченным.
    В марте 1885 г. Н. И. Костомаров высказал пожелание еще раз увидеть картину И. Е. Репина “Иван Грозный и его сын Иван”, в которой, по его мнению, художественно воспроизведен характер этой исторической личности. В выставочный зал историка внесли на руках и усадили в кресло. По воспоминанию А. Л. Костомаровой, на вопрос находившегося в то время в зале И. Е. Репина: “Какого мнения вы об этой картине, Николай Иванович?” — он ответил: ”Да вот такого, что не хотел умереть, не взглянувши еще раз! А я уже был здесь недавно”.

 

Страница 16 из 22


  

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

 

   

Поиск

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Праздники России

Советует читатель

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.