Версия сайта для слабовидящих

График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00

Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день

Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru

ГлавнаяUncategorised

 

Uncategorised

Васильев

Солдат Отечества

90 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева

       «А зори здесь тихие…» Найдется ли в России кто-нибудь, кому ничего не скажут данные слова? По-видимому, это человек, сумевший запамятовать о разорвавшем тишину грохоте танков, реве военных самолетов, стонах умирающих. Данные слова — продолжительное повествование о минувшей войне; войне, сломавшей жизни миллионов простых людей. Эти слова рассказывают нам о людях, самоотверженно и беззаветно защищавших любимую родину и без сожаления отдавших за нее свои жизни. Созданная на основе подлинных событий, сочиненная простым воякой, повесть Б.Л. Васильева превратилась в "книгу памяти" для всего русского народа. "Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями…" — так заявляет сам автор. Немало людей испытало и ощутило на себе тоже, что и он. Собственно поэтому, люди помнят и любят книги Бориса Васильева, смотрят с удовольствием и не один раз кинофильмы, снятые по сценариям его произведений. История, произошедшая с пятью девушками-солдатами и их старшиной, так близка людям еще и благодаря тому, что все мы не забываем о той цене, которую заплатила наша страна за великую победу.
    Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец Васильева был кадровым офицером, мать происходила из дворянской семьи. По словам самого Бориса Львовича, он с раннего детства увлекался историей и литературой, играл в местном театре, сочинял статьи для собственного рукописного журнала.
     В 1941 году, окончив девятый класс, Васильев ушел добровольцем на фронт, где после выпуска из пулеметной полковой школы служил в воздушно-десантной дивизии и в марте 1943 года был тяжело контужен. Осенью того же года будущий писатель поступил на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина, где и познакомился с будущей женой. Следующие несколько лет он провел на Урале, работая испытателем колесных и гусеничных машин. В 1954 году Васильев решил посвятить себя литературе и уволился из армии в звании инженер-капитана. «Танкисты» стала дебютным произведением Бориса Львовича и была принята к постановке под названием «Офицер», но за несколько дней до премьеры Главное политическое управление армии запретило спектакль. Несмотря на это, Борис Львович продолжил заниматься драматургией, и в 1955 году его новую пьесу «Стучите и откроется» поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии. Окончив курсы сценаристов при Главкино, Васильев сочинял сценарии для передачи КВН, кинофильмов «Длинный день», «Очередной рейс» и многих других, сотрудничал с киножурналами «Иностранная хроника» и «Новости дня». В 1968 году вышла первая книга автора — сборник его сценариев для «Клуба веселых и находчивых», а год спустя в журнале «Юность» была опубликована наиболее известная повесть Васильева «А зори здесь тихие…». Произведение получило огромный читательский резонанс, по его мотивам в 1972 году был снят одноимённый фильм. Критики высоко оценили и другие повести автора: «Аты-баты, шли солдаты», «Офицеры», «Завтра была война», которые также были с успехом экранизированы. Кроме того, Васильев стал автором серий исторических романов «Романы о Древней Руси» и «История рода Олексиных».
  Борис Львович Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России. Награждён двумя орденами Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденами Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.
11 марта 2013 года Борис Васильев скончался в Москве на восемьдесят девятом году жизни.
Писательские судьбы складываются по-разному. Но дарования всегда схожи в главном – к ним тянутся люди. Истинно талантливая книга сразу находит своих читателей, и потом уже они идут по жизни вместе: рядом с полюбившимся автором его верные читатели. Вместе набираются опыта, вместе радуются и горюют. Произведения Бориса Львовича Васильева помогают молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.

Произведения Б.Л. Васильева, имеющиеся в районной библиотеке:

Избранные произведения [Текст]: в 2-х то. / вступит. ст. А. Дементьева. – М.: Худож. лит., 1988. – Т. 1. – 559с.; Т. 2. – 591с.
А зори здесь тихие.. [Текст] повесть / вступит. ст. В. Воронова; худож. П. Пинкисевич, Л. Дурасов. – М.: Дет. лит, 2005. – 395с.
Были и небыли [Текст]: роман в 2-х кн. – М.: Инициатор, 1992. – кн. 1. – 400с.; кн. 2. – 510с.
В списках не значился [Текст]: роман / худож. Л. Дурасов. – М.: Дет. лит., 1986. – 223с.
Дом, который построил Дед [Текст]: роман. – М.: Инициатор, 1992. – 336с.
Завтра была война [Текст]: повести, рассказы. – М.: Сов. писатель, 1986. – 512с.
И был вечер, и было утро [Текст]: романы, повести. – М.: Сов. писатель, 1989. – 560с.
Летят мои кони [Текст]: повести и рассказы. – М.: Сов. писатель, 1984. – 319с.: ил.
Офицеры [Текст]: повести. – М.: Вече, 2004. – 416с.
Повести [Текст]. – М.: Кн. палата, 1988. – 343с.

Литература о Б.Л. Васильеве:

Борис Васильев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/
Васильев, Б.Л. Борис Васильев: откуда все мы… [Текст]: [Беседа с писателем / записала Т. Архангельская] /Б.Л. Васильев //Лит. газета. – 1982. – 17 февраля. – С. 6
Нахапетов, Р. Впервые и навсегда [Текст]: [Творческий портрет писателя Б. Васильева] / Р. Нахапетов // Сов. писатель. – 1984. – 19 мая. – С. 5

Методические рекомендации

Методические рекомендации к Году литературы

         2015-й год объявлен в России годом литературы. Указ о его прове-дении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью.
         Главная задача Года литературы - привлечь внимание общества к литературе и чтению, к открытию заново великих имен российских писателей и поэтов, их выдающихся литературных произведений.
Для библиотечного сообщества это особое событие, связанное с воплощением новых идей, реализацией серьезных планов и программ. Литература имеет огромное значение в жизни каждо¬го человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится челове¬ком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, вос¬питывают собственное мнение, развивают воображение.
Проведение Года литературы будет способствовать повышению интереса общества к современной и классической литературе и чтению, поможет реализовать творческий потенциал российской молодежи, привлечет внимание к вопросам, связанным с популяризацией и сохранением русской литературы.
В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.
Год литературы богат знаменательными и юбилейными датами в области культуры и литературы, которые помогут определиться с темами. В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.

Цели и задачи библиотек района в Год литературы

         Цель: формирование у взрослых и детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
              Задачи:
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци-онной культуры личности;
- развитие творческих способностей путем организации литера-турных и поэтических конкурсов;
- активное вовлечение всех категорий пользователей в культурно- просветительскую деятельность библиотеки;
- повышение читательской и творческой активности пользовате¬лей в изучении истории родного края.
Задача библиотек и в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь лю¬дям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить их в ин-формационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.
В работе библиотек по продвижению художественной литературы используются все традиционные формы: выставки, диспуты, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, клубы по интересам, игровые формы. При этом важно искать новые пути, формы привлече¬ния к чтению художественной литературы.

Интересные формы библиотечных мероприятий
в Год литературы

     Повысить интерес взрослых и детей к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы библиотечных мероприятий: групповые и индивидуальные.
        Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:
- литературные чтения - художественное исполнение произведе¬ний, своеобразный «театр одного актера»;
- циклы чтений - посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей;
- краеведческие чтения - нацелены на популяризацию литературы по краеведению.
      Обсуждение книги - рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе-ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре¬ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне¬ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси¬онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи¬щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
       Литературный праздник - это комплексное мероприятие, требую¬щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте¬каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг¬менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру¬ет идею и итоги праздника.
- литературный утренник для дошкольника - это праздник, где ре-бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри-ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров¬ками и художественными номерами.
- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
      Литературная ярмарка - комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто-рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, литературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».
    Книжный аукцион - каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
  Литературный карнавал. Карнавал - это массовое народное гуля¬нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библио¬теке можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите-ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре¬лищно презентуется.
    Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот¬ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость - получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре-бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
    Фольклорные посиделки - форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы.
     Флэш-моб (с англ, flash mob - «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу-чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библио¬теки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го¬рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
       Библиокафе - игровой вариант информационной работы со стар-шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари - метрдотель и официантка. В меню - духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по ...» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
      Дегустация литературных новинок - информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно¬-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно¬-художественные (по местам, которые были местом действия в произве-дениях того или иного писателя).
Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является вы¬ставка.
         Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики», выставка-анонс «Литературный гур¬ман», выставки-раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Репертуар для модного чтения», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие», «Страниц любимых вспомни прелесть».
Выставка одного жанра: названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив...», «Об истории нашей замолвите сло¬во: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».
        Выставка-императив - эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, насто¬ятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!», «Читайте лучше – только лучшее!», «Эта книга лучше всех, у нее большой успех!».
Выставка-раритет - на ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составля¬ют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги - долгожители нашего фонда», «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры рус¬ского книжного искусства, «В мире старинных и редких изданий», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История ред¬ких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».
Рекомендуем провести следующие мероприятия:
Конкурсы:
- конкурсы литературного творчества читателей;
- конкурс читательских симпатий «Литературное лето - 2015»;
- конкурс для читателей-детей «Любимые литературные сказки».
Акции:
- благотворительная литературная акция «Книга из рук в ру¬ки» (сбор литературы для социальных учреждений);
- литературная акция «Успешные люди любят читать!» «Мой портрет с любимой книгой»;
- акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»;
- акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».
        В Год литературы особенно важно провести мероприятия, посвященные родному языку. Предлагаем провести цикл мероприятий, посвящённых Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. На книжной выставке «Родной язык, как ты прекрасен!» представить книги по грамматике русского языка, по культуре речи, раз-личные словари, а также книги о русских обрядах, пословицы и поговорки. Собрание афоризмов, изречений и высказываний о русском языке предста¬вить на книжной выставке «Сила и красота родного языка». Игра-викторина «Я познаю родной язык», «Фразеологическая дуэль», библиотечный урок «Нам великое слово дано».
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей сла¬вянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В организации программы празднования Дня славянской культуры и письменности можно использовать следующие формы работы:
- литературно-музыкальные вечера: «Славянское культурное наследие», «Шедевры классики», «Равноапостольные просветители России», «Слава вам, братья, славян просветители!»;
- презентации (электронные): «Гимн письменам из далеких времен», «Просветители земель славян¬ских», «У истоков славянской письменности», «Лики святых Кирилла и Мефодия в славянской иконописи».
- литературно-исторический час «История славянской письмен-ности».
- интерактивные путешествия: «От кириллицы до электронной книги», «Откуда есть пошла грамота на Руси».
- игровые программы, викторины: «Вопросы древности - отве¬ты современности», «Пока язык храним, и в Слове зреет свет - мечтам предела нет!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки», «История славянской азбуки», «От первых свитков до больших томов», «Слово - драгоценный дар», «Азбука - начало всех начал»;
- книжные выставки: «Русский язык как часть мировой культу¬ры», «Язык мой, друг мой», «Возникновение письменности на Руси», «Язык моих предков», «Слово - дело великое», «Что начертано пе¬ром…», «Кирилл и Мефодий - славянские первоучители».
          2015 год богат юбилейными датами писателей и поэтов, которые можно использовать при проведении мероприятий ко Всемирному дню писателя и Всемирному дню поэзии. Формы работы могут быть самы¬ми разнообразными:
- традиционные и виртуальные книжные выставки: «В ряду великих имен», «Литературная палитра писателей-юбиляров»;
- презентации книжных выставок: «Путешествие по литератур¬ным созвездиям», «Литературные юбилеи»;
- литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции: «День литературных юбилеев», «Разрешите представить...», «Талантов россыпь - гениев полет»;
- литературные аукционы, литературные галереи, литературные дилижансы: «Литературные портреты на фоне юбилея», «Юбилей у нас в библиотеке»;
- устный журнал «Юбилейные маяки в литературном мире»;
- литературные мозаики, литературные загадки, шанс-викторины, экспресс-викторины, библио-лото: «Юбилейно-литературное ассорти», «По волнам литературных юбилеев», «На повестке дня юбиляры 2015 года».
Пушкинский день в России отмечается ежегодно. Для проведения Пушкинского дня России рекомендуем:
- библиотечный марафон «Молодая Россия читает Пушкина»;
- Пушкинский праздник поэзии «И чувства добрые я лирой пробуждал...»;
- пушкинский театральный фестиваль «И снова Пушкин...»;
- литературный марафон «Пока в России Пушкин длится...», «Я вдохновенно Пушкина читал...»;
- поэтический вечер памяти А. С. Пушкина «Лампада чистая любви»;
- вечер-портрет «Здесь Пушкиным все дышит и живет»;
- кинолекторий «В гостях у сказки» (фильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина), экранизированные произведения Пушкина «Пушкин в кино».
      Ко Дню русского языка (6 июня) можно подготовить цикл мероприятий о русском языке «Я голову пред ним склоняю снова - его величество, родное наше слово».
Для поэтической гостиной рекомендуем примерный ряд меропри-ятий:
- выставку-обзор «Бенефис поэзии и поэта»;
- литературные часы, часы поэзии, вечера поэзии: «Поэты золото¬го века», «Поэты Серебряного века», «Много поэтов хороших и раз¬ных», «Я встретил Вас...» (женщины в стихах и жизни А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Е.А. Баратынского);
- литературно-музыкальные вечера: «Русская поэзия в музыке и красках».

Возвращение Мастера

                                                                  ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА                  

 

                                                                                     Не срывайся, не падай, не ползи.
                                                Ты — это ты, и, пожалуй, это самое главное.
                                                                                    (М. Булгаков — молодому писателю)

О том, как жил и писал Булгаков, стоило бы написать роман. Конечно же, с примесью фантастики и даже чертовщины, с ноткой трагизма и горьким сарказмом, с тенью тайны и щемящей искренностью. Роман о «бедном и окровавленном Мастере», который заслужил покой, но не обрел его при жизни. Или обрел? Но такой роман смог бы написать только сам Булгаков. И написал.
Булгаков один из самых читаемых писателей XX века, теперь мы смело, называем его великим, гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. И все же имя автора «Мастера и Маргариты» не просто веха в истории литературы. Его живые книги не должны заслонять самобытного человека, замечательную, сильную духом и верой личность, честного русского писателя, сумевшего прожить столь трудную, счастливую, богатую творчеством и поступками жизнь и обрести свою непростую судьбу в истории и литературе.
Писатели большей судьбы знают о себе что-то, что мы о них до сих пор не знаем или не решаемся сказать. На этом перекрестке возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Возникают неизбежные в таких случаях вопросы: почему мы так мало знали о нем, почему с каждым годом он все более интересен?.. Все это можно с полным правом адресовать к творческой судьбе и литературному наследию выдающегося русского писателя и драматурга XX века, признанного классика отечественной словесности Михаила Афанасьевича Булгакова.
Впечатлительный и нервный, но порой удивлявший своим упорством, Булгаков имел крепкие жизненные корни. Он родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909, по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926).
Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т.Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.
Выполняя обязанности врача, Булгаков продолжал писать. В 1924 в Автобиографии он написал: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!» Писатель не верил в «очистительную силу» революции, видя ее тяжелые последствия для общества. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батуми, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами.
В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа». Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем.
В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925), опубликованной в 1968). В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия», работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве, показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства. В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с «Белой гвардией» и получившей впоследствии название «Дни Турбинных» (1926). Спектакль «Дни Турбинных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей. Спектакль выдержал 987 представлений. Вскоре после «Дней Турбинных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х – «Зойкина квартира», «Багровый остров» и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928).
В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались.
В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В 1938 он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена. В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант был уничтожен им в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя. За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Булгаков пытался опубликовать роман, но только в 1967 роман появился в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940.
Сейчас его имя окружено читательским вниманием и в нашей стране, и за ее пределами, увенчано заслуженной славой. А было не такое уж далекое время, когда замечательного художника слова лишали главного для него права – живого и непосредственного общения с читателем, зрителем, слушателем, следили за каждым его шагом, а каждую его новую вещь встречали подозрительно и часто видели в ней то, чего там вовсе не было, но что хотели увидеть там его критики и оппоненты – «неистовые ревнители» партийной идеологии.
Анна Ахматова, давнишний друг Булгакова и его семьи, узнав о смерти писателя, написала стихи в его память. Там есть такие строки:
Вот это я тебе взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья,
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты, как никто, шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил,
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой как флейта прозвучит
И на твоей безмолвной тризне <...>
Придется поминать того, кто полный сил
И светлых замыслов и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
«Рукописи не горят», – заявляет один из главных героев «Мастера и Маргариты», выражая тем самым и авторское кредо. Посмертная судьба Булгакова подтвердила этот неожиданный афоризм-предсказание. И если при жизни писателя вряд ли кому в голову пришло назвать его «классиком», то на глазах нашего, особенно молодого поколения выросла и укоренилась в историческом времени слава Михаила Булгакова, Мастера на все времена. Про него уверенно можно сказать словами, обращенными к его любимому драматургу Мольеру: «Для его славы ничего не нужно, он нужен для нашей славы». Едва ли не самый издаваемый автор блистательной и не теряющей актуальности прозы, драматург, пьесы и инсценировки которого не сходят с подмостков отечественных театров и многих театров мира, а многое экранизировано, чьи произведения переведены на языки народов Европы, Азии, Америки, – Булгаков законно и достойно занял свое место в ряду классиков русской литературы и мировой культуры.

Произведения М.А. Булгакова, имеющиеся в районной библиотеке:

Собрание сочинений: в 5-ти т. /редкол.: Г. Гоц, А. Караганов, В. Лакшин и др.; вступит. ст. В. Лакшина. – М.: Худож. лит.
Избранные сочинения: в 3-х т. – М.: Литература
Избранное /предисл. Е. Сидорова; примеч. М. Чудаковой. – М.: Худож. лит., 1988. – 480с.
Багровый остров. Адам и Ева /вступит. ст. А. Смелянского. – М.: Искусство, 1990. – 143с., ил.
Белая гвардия: роман /худож. В. Бескараванный; вступит. ст. В. Петелина. – М.: Дет. лит., 2007. – 347с. – (Школьн. б-ка)
Великий канцлер /предисл. и коммент. В. Лосева. – М.: Изд-во «Новости», 1992. – 544с.
Дьяволиада: роман. – Калуга: Золотая аллея, 1997. – 416с., ил.- (Русский век)
Жизнь господина де Мольера / подгот. текста и послесл. В.И. Лосева; коммент. Г.Н. Бояджиева. – 4-е изд., доп. – М.: Мол. Гвардия, 1991. – 223с. – (Жизнь замечат. людей)
Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза /сост. вступит. ст. и примеч. В. Сахарова. – М.: Худож. лит., 1988. – 206с.
Кабала святош: роман, пьесы, либретто /сост. В.И. Лосев, В.В. Петелин. – М.: Современник, 1991. – 703с., ил.
Мастер Маргарита: роман /вступит. ст. П. Николаева; худож. Д. Бисти. – М.: Худож. лит., 1988. – 384с. – (Классики и современники)
Пьесы /сост. Л.Е. Белозерская; вступит. ст. В.В. Новикова. – М.: Сов. Писатель, 1987. – 656с.
Собачье сердце: повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2009. – 672с. – (Русская классика)

Литература о Булгакове М.А.:

Быков, В. Три соблазна Михаила Булгакова /В. Быков //Огонек. – 2002. - №19. – С. 56-60
Булгаков М Михаил Афанасьевич //100 великих писателя /Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. – М.: Вече, 2000. – С. 469-482
Лакшин, В. Мир Михаила Булгакова /В. Лакшин // Литературное обозрение, 1989. - № 10. – С. 10-19
Черкашин, М. В спину Булгакова Раскольников не выстрелил. Не успел. /М. Черкашин //Российская газета. – 2001. – 16 ноября. – С. 39

заложник вечности

ЗАЛОЖНИК ВЕЧНОСТИ

  Громкая, поистине всемирная слава пришла к этому едва ли самому удивительному и трагическому Мастеру отечественной поэзии прошлого века только спустя десятилетия после страшной смерти в Гулаге. Но и при короткой своей жизни бездомного скитальца, отрешенного от земной суеты, мало печатавшийся, он был в кругах творческой интеллигенции фигурой почти культовой.
    Вскоре после того, как в середине 50-хгодов на Западе выпустили большой однотомник стихов и прозы полузапрещенного тогда в Советском Союзе Мандельштама, Анна Ахматова сказала: «Сейчас Осип Мандельштам – великий поэт, признанный всем миром. О нем пишут книги, защищают диссертации. Быть его другом – честь, врагом – позор».
Родился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром.
     В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет, где он слушает лекции в течение года. Наездами бывает в Петербурге, устанавливает свои первые связи с литературной средой: прослушивает курс лекций по стихосложению на «башне» у В.Иванова.
      Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В.Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы.
     В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, желая систематизировать свои знания. К этому времени он прочно входит в литературную среду - он принадлежит к группе акмеистов (от греческого акме - высшая степень чего-либо, цветущая сила), к организованному Н.Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин и др. Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.
     В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама - «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. Много выступает с чтением своих стихов в различных литературных объединениях.
В предоктябрьские годы появляются новые знакомства: М.Цветаева, М.Волошин, в доме которого в Крыму Мандельштам бывал несколько раз.
        В 1918 Мандельштам живет то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе, куда приехал ненадолго и потом приезжал снова и снова. Н.Чуковский написал: «...у него никогда не было не только никакого имущества, но и постоянной оседлости - он вел бродячий образ жизни, ...я понял самую разительную его черту - безбытность. Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада».
     1920-е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Вышли новые поэтические сборники - «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Он продолжал публиковать статьи о литературе - сборник «О поэзии» (1928). Были изданы две книги прозы - повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928). Вышли и несколько книжек для детей - «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). Много времени Мандельштам отдает переводческой работе. В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, он брался за переводы прозы современных зарубежных писателей. С особой тщательностью относился к стихотворным переводам, проявляя высокое мастерство. В 1930-е, когда началась открытая травля поэта, и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг.
       Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован.
Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. Там 27 декабря он скончался в бараке от тифа. Тело его бросили в смерзшийся штабель мертвецов и лишь весной погребли вместе с остальными в «братской могиле», то есть в общей яме у ограды. Место её неизвестно.
      Подобно Пушкину и Лермонтову, Мандельштам предвидел, предчувствовал свою трагическую гибель. Ещё в 1921 году он ярко выразил это в авторизованном переводе стихотворения своего друга, грузинского поэта Н. Мицишвили:
Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме
И некуда будет душе уйти от чугунного хлада —
Я вежливо, тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.
Лишь собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой.
Он ушёл незаметно. Но вернулся в ореоле всемирной славы и продолжает приближаться к нам во Времени и Пространстве

Произведения О.Э. Мандельштама, имеющиеся в районной библиотеке:
Полное собрание сочинений и писем: [Текст]: в 3-х т. / сост. подгот. текста и коммент. А.Г. Мец. – М.: Прогресс-Плеяда, 2009. – Т. 1. – 808с.; Т.2. – 760с.; Т. 3. – 944с.
Сочинения [Текст]: в 2-х т. / сост. подгот. текста и коммент. П. Нерлюра; вступит. ст. С. Аверинцева. – М.: Худож. лит., 1990. – Т. 1. - 638с.; Т.2. – 464с.
Избранное [Текст]. – Санкт-Петербург: ТОО «Диамант», 1998. – 448с.
«Жизнь упала как зарница…» [Текст]= Fermer Blitz – das Leben fiel…: избранная поэзия на русском языке с параллельным пер. на немецкий язык. – М.: ВАГРИУС, 2008. – 432с.: ил.
«Какая боль – искать потерянное слово…» [Текст]: избранная поэзия на русском языке с параллельным пер. на англ. язык / сост.: И.Г. Ирская, Ю.Г. Фридштейн. – М.: ВАГРИУС, 2008. – 432с.: ил.
«Полон музыки, музы и муки…» [Текст]: стихи и проза / сост. вступит. ст. и коммент. Б. Каца. – Л.: Сов. композитор, 1991. – 144с.: ил.
«Сохрани мою речь…» [Текст]: лирика разных лет / сост. Б.С. Мягков; вступит. ст. Л.А. Озерова. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 576с.
Стихи о любви [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 224с. – (Стихи о любви)
Стихотворения [Текст] / сост. и вступит. ст. А. Пикача. – СПб.: Респекс, 1997. – 416с.
Четвертая проза [Текст]. – М.: Эксмо, 2007. 0 640с. – ( Русская классика ХХ века)
«Я изучил науку расставанья…» [Текст] = «J`ai appris la doctrine des adieux..»: избранная поэзия на русском языке с параллельным пер. на фр. Язык / сост. Н.А. Струве. – М.: ВАГРИУС, 2008. – 240с.: ил.

Литература об О.Э. Мандельштаме:
Осипов, Ю. Всех живущих прижизненный друг [Текст]: к 125-летию со дня рождения О.Э. Мандельштама / Ю. Осипов // Смена. – 2016. - № 1. – С. 20-47.: ил.

 

 

аксаков

     ЧАРОДЕЙ СЛОВА

     Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог - таким вошел в сердце русского читателя автор "Семейной хроники" и "Детских годов Багрова-внука".
        В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место. Прочитав однажды в журнале отрывок из "Семейной хроники", Чернышевский заметил, что в ней "много правды", что "правда эта чувствуется на каждой странице". Можно было бы добавить - и на многих страницах других произведений писателя.
        С. Т. Аксаков - трудный для осмысления художник. Да и творческий путь его - одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Нет другого примера, когда бы начало и завершение пути писателя были столь различны. И, однако же, нет большей ошибки, чем та, которую допускали исследователи, безоговорочно противопоставлявшие позднего Аксакова -- раннему, не желавшие видеть мучительно долгий, трудный, но неуклонный процесс вызревания реалистического таланта писателя.
Аксаков Сергей Тимофеевич родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область), где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
   В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. Именно природа Оренбургского края наполнила душу, Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих произведений.
   В 1801 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Гимназическая и студенческая пора с теплотой вспоминались писателю и годы спустя, во время работы над мемуарами.
Именно в гимназии и в университете проявился глубокий интерес к литературе, родившийся под влиянием преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова. Аксаков основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах. Первые стихотворные произведения Аксакова - "К соловью", "К неверной" и другие - окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях.
    В 1807 г. Аксаков приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, С. Н. Глинкой, М. Шатровым. В это время происходит литературный дебют Аксакова - журнал "Русский вестник" печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Софокла, и т. д.
   В 1816 г. Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В семье писателя было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.
Зиму 1820/21 г. Аксаков провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным и продолжал свои литературные занятия. Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.
     Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Благодаря знакомству с А. С. Шишковым, Аксаков занимает место цензора Московского цензурного комитета. Но по-прежнему главные интересы Аксаков посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч - так называемые Аксаковские субботы, на которых, помимо старых друзей, стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов; математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин и другие.
    Летом 1832 г. в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием.
    В московский период разворачивается деятельность Аксакова как литературного и театрального критика. Его театральные рецензии публикуются на страницах журналов как «Московский вестник» и «Галатея».
В "Письме к издателю «Московского вестника», опубликованном в № 6 за 1830 г., критик поставил А. С. Пушкина в пример другим литераторам, ибо он имеет "такого рода достоинства, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец".               Журнальные выступления Аксакова обратили на себя внимание Пушкина, с которым критик познакомился лично.
Вершиной литературной деятельности Аксакова 20 - начала 30 годов стал его небольшой очерк «Буран». Писатель не только впервые поднялся здесь до уровня большой литературы, но и нашел свой истинный род творчества, основанный на открытом или подспудном "биографизме", на максимально полном и точном воспроизведении былого и пережитого, на безыскусном и в то же время динамичном описании, как природы, так и душевных движений сталкивающегося с ней человека. «Буран» явился прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова.
     В 1847 г. Аксаков опубликовал «Записки об уженье рыбы», над которыми работал с 1840 г. Книга имела огромный успех, побудивший Аксакова в 1849 г. приступить к "Запискам ружейного охотника Оренбургской губернии". Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая глава книги представляла собой законченное литературное произведение – очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте и личных воспоминаниях. И.С. Тургенев писал: "Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в этом уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков". Ему вторил Н.Г. Чернышевский: "Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами".
     Пятидесятые годы стали для Аксакова периодом тяжких испытаний. Он мучительно пережил смерть Гоголя и сожжение второго тома "Мертвых душ". Почти сразу в «Московских ведомостях» было опубликовано «Письмо к друзьям Гоголя» (1852) и «Несколько слов о биографии Гоголя» (1853), в которых Аксаков призвал с особым вниманием и осторожностью относиться к публикации материалов о жизни Гоголя.
      Одновременно и сам Аксаков приступил к написанию мемуаров. Однако эта работа вскоре прервалась на некоторое время и вновь была возобновлена в 1853 году, после ознакомления с «Записками о жизни Н. В. Гоголя» П. А. Кулиша. С большими перерывами работа над воспоминаниями продолжалась всю оставшуюся жизнь Сергея Тимофеевича, и, к сожалению, так и не была завершена. Сами мемуары охватывают период с 1832 по 1842 год, но к ним была добавлена переписка Аксаковых с Гоголем с небольшими комментариями за все дальнейшие годы. Полностью «История моего знакомства с Гоголем» была опубликована лишь в 1890 году.
Во второй половине 50-х годов резко ухудшается здоровье писателя, он стремительно слепнет. И ... продолжает работать: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.— "Детские годы Багрова-внука".
Автобиографическая дилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. "Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходит совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно," - писал Сергей Тимофеевич, характеризуя свой творческий метод. И.С.Тургенев поддержал замысел Аксакова написать книгу для детей и так отозвался о романе "Семейная хроника": "Эта ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя. Вот он настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот зачатки будущего русского романа".
     В документальной прозе Аксакова отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К «Семейной хронике» и «Детским годам...» примыкают другие мемуарные произведения писателя: «Воспоминания», «Литературные и театральные воспоминания» (опубликованы в 1856-858 гг.). Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
      Приложением к "Детским годам Багрова-внука" стала знаменитая сказка Аксакова "Аленький цветочек". Сказка постоянно выходила отдельными изданиями, эта книга есть во всех библиотеках, по сказке были созданы диафильм, мультфильм, художественный фильм. В сознании многих "Аленький цветочек" - народная сказка. Такова сила таланта Аксакова и волшебство его художественной речи.
    Произведения Аксакова дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова обладают той удивительной силой нравственного воздействия на читателя, которая позволила им стать замечательным средством воспитания человека в человеке.
    Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний Аксакова, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения.

Произведения С.Т. Аксакова, имеющиеся в районной библиотеке:

Собрание сочинений: в 3-х т. – М.: Худож. лит., 1986
Избранное /сост. и примеч. А.Л. Осповатов. – М.: Моск. рабочий, 1987. – 544с.
Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи /худож. Е. Попкова. – М.: Изд-во «Белый город», 2006. – 47с. – (Классики - детям)
Детские годы Багрова-внука /предисл. В. Богданова. – М.: Дет. лит., 1986. – 318с., ил. – (Школьная б-ка)
Записки ружейного охотника Оренбургской губернии /вступит. ст. и примеч. В.А. Богданова; худож. Э.А. Жаренова. – М.: Сов. Россия, 1987. – 528с.
Рассказы о родной природе /сост., вступит. ст. и примеч. Н.П. Пахомова; рис. Г. Никольского. – М.: Дет. лит., 1987. – 143с., ил.
Семейная хроника /вступит. ст. С. Машинского. – М.: Правда, 1983. – 544с., ил.

Литература о С.Т. Аксакове:

Глухов, А. Поэтический мир детства: [о творчестве С.Т. Аксакова] /А. Глухов. – Библиотекарь. – 1991. - № 9. – С. 61-63
Жданов, С. Капля аксаковской росы /С. Жданов //Оренбургский край. – 2010. - № 2. – С.46-49
Сергей Тимофеевич Аксаков: Творчество русского писателя-прозаика, мемуариста [Электронный ресурс]
/ Internet . – Режим доступа: http://www.aksakov.net.ru/

Страница 15 из 22


  

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

 

   

Поиск

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Праздники России

Советует читатель

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.