График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00
Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день
Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru
МОМЕНТ ИСТИНЫ ВЛАДИМИРА БОГОМОЛОВА
Владимир Осипович один из самых «закрытых», «загадочных» писателей нашего времени. Его произведения вошли в золотой фонд русской литературы ХХ века, а знаменитый роман «Момент истины (В августе сорок четвертого…)» единодушно признан одной из лучших книг о Великой Отечественной войне.
Владимир Осипович Богомолов родился 3 июля 1926г. в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. В 1952 г., демобилизовавшись из армии, Богомолов экстерном оканчивает среднюю школу и начинает обучение в МГУ, избрав специальность «Русская литература».
Творческий путь Владимира Осиповича Богомолова начинается в 1958 г. с его дебюта в журнале «Знамя» с повестью «Иван». Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от «Сына полка» В.Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. В это же время появляется ряд рассказов Богомолова на военную тему, тоже ставших классикой военной прозы, а еще через пять лет выходит повесть «Зося» о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности ее воплощения. «Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…»
Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963). Самое большое и знаменитое его произведение – роман «В августе сорок четвертого…» (второе название – «Момент истины»), законченный в 1973 году. Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Повествование ведется от лица разных героев, в текст романа включены фронтовые документы, при этом остродинамичный сюжет не дает читателю ни на минуту оторваться от повествования. Один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков. …
В середине 1990-х годов Богомолов резко выступил против очернения подвига русского солдата в годы Великой Отечественной войны, мечтая написать публицистическую книгу «Срам имут и живые, и мёртвые, и Россия». Богомолов и в жизни был человеком храбрым и сильным. Мало кто знает, что в начале 1990-х годов на него в подъезде дома напали бандиты, пытаясь вырвать из рук писателя кейс. Писатель отбивался до потери сознания. Потом врачи наложили ему на лицо девять швов.
Богомолов всегда отказывался от всех премий и наград. В 1975 году он категорически потребовал, чтобы его имя вычеркнули из числа соискателей Госпремии СССР. В 1984 году писатель отказался получать орден Трудового Красного Знамени. А в 2001 году он не стал принимать премию Андрея Синявского «За достойное поведение в литературе». В письме в «Новую газету» в 2001 году Богомолов так объяснял свои поступки: «Принять эту премию [Синявского. – В.О.], как, впрочем, и любую другую, я не могу в силу своих убеждений. Я убеждён, что литературное произведение после опубликования должно жить самостоятельно, без каких-либо подпорок и поддержек, а автор должен обходиться без каких-либо поощрений, без различных ярлыков и этикеток».
В 1993 г. выходит еще одно произведение Богомолова — повесть «В кригере», ставшее последним в его творческом списке. Умер В.О. Богомолов 30 декабря 2003 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Произведения В.О. Богомолова, имеющиеся в Центральной библиотеке:
В августе сорок четвёртого….(Момент истины) [Текст]: роман. – М.: Вече, 2008. – 512с. – (Военные приключения)
Иван. Зося [Текст]: повести / худож. В. Алексеев. – М.: Современник, 1985. – 77с. – (Отрочество)
Момент истины (В августе сорок четвертого…) [Текст]: роман. – М.: Современник, 1988. – 414с. _ (Б-ка советского романа)
Сердца моего боль [Текст]. – Мол. гвардия, 1985. – 543с.
Литература о В.О. Богомолове:
Краткая биография В.О. Богомолова [Электронный ресурс]
/ Internet. – Режим доступа: http://litirus.ru/biografiya/kratkaya-biografiya-bogomolov-v.o.html
Биография В.О. Богомолова [Электронный ресурс] / Internet . – Режим доступа http: //stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/vladimir-osipovich-bogomolov.html
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОСТОМАРОВ
200 лет со дня рождения
Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров). Творчество русско-украинского ученого, историка и археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на духовное развитие современников и долго еще будет жить в памяти благодарных потомков.
Костомаров родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области, в семье помещика, отставного капитана Ивана Петровича Костомарова и крепостной Татьяны Петровны Мельниковой (впоследствии — Т. П. Костомарова) . Будущий великий историк сменил много учебных заведений, большей частью по причине неудовлетворенности уровнем преподаваемых знаний. Из воронежского пансиона, куда его отдала мать, он перешел сразу в третий из четырех классов гимназии, а затем, в возрасте 16 лет, единственный из всех гимназистов поступил на историко-филологический факультет Харьковского. Не найдя и здесь серьезного преподавания, юноша погружается в античность и совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на третьем курсе не знакомится с новым профессором всеобщей истории М. М. Луниным: отныне судьбой Костомарова стала история. Вспоминая впоследствии годы учебы в университете, ученый отмечал, что “если бы не было в университете Лунина, то время, проведенное в звании студента, надобно было бы считать потерянным”. Последние полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович болел оспой и был сочтен умершим, но, еще нетвердо держась на ногах, прибыл на сессию: для дальнейшего пути в науку бастард должен был получить “степень кандидата за отличие”. Он сдал отлично все выпускные экзамены и уехал домой, где узнал, что лишен степени за оценку “хорошо” по богословию, полученную на первом курсе. В январе следующего 1837 года пересдал все экзамены и 8 декабря 1837 года Советом университета был утвержден в степени кандидата, о чем получил свидетельство 28 ноября 1838 года.
Одновременно, служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая “составить историю всей слободской Украины” (рукопись эта сгинула в полиции после ареста). Никакие обстоятельства не могли заставить Николая Ивановича свернуть с пути, о котором сам он говорил так: “История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей? Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников”.
Осенью 1840 г. Н. И. Костомаров сдал магистерский экзамен и получил разрешение писать диссертацию на избранную тему. В 1841г. Он подал на факультет исследование “О причинах и характере унии в Западной России”, которое через год было принято к защите. Но церковная власть, царская цензура и правительство пришли к выводу о том, что оно не достойно ученой диссертации, как по характеру темы, так и по причине широко приводимого фактического материала о безнравственности духовенства, тяжелых поборах с народных масс, а главное — о восстаниях крестьян и казаков. По распоряжению министра просвещения С. Уварова все напечатанные экземпляры этой работы следовало уничтожить. (Но все-таки остались три уникальных экземпляра книги, являющейся сегодня большой библиографической редкостью.) Н. И. Костомарову разрешили писать диссертацию на другую тему. Во второй диссертации Н. И. Костомаров провел, как он выразился, свою задушевную мысль “об изучении истории на основании народных памятников и знакомства с народом”, обращении к жизни народа в ее многообразии, тем самым, поставив одним из первых в то время украинской историографии новую актуальнейшую проблему и занял в науке своеобразное место на общем фоне военно-административной истории. Весной 1843 г. Н. И. Костомаров подал на факультет диссертацию на тему” Об историческом значении русской народной поэзии” и защитил ее. 13 января 1844 года он получил степень магистра исторических наук. Это была первая на Украине диссертация этнографического характера.
Основной задачей общества Н. И. Костомаров считал “распространение идей славянской взаимности, как путями воспитания, так и путями литературными”. Таким образом, еще до возникновения Кирилло-Мефодиевского общества Н. И. Костомаров придерживался умеренных взглядов и видел главную цель, прежде всего в распространении идеи единения славянских народов. В условиях николаевской реакции пропаганда идеи освобождения имела большое общественно-политическое значение. Но отстаиваемый Н. И. Костомаровым мирный путь ее воплощения был ошибочным, по сути, буржуазно-либеральным. Уже тогда исторические события в России убеждали, что “действительное освобождение народам могут обеспечить только социальные революции”.
Предшествовало Кирилло-Мефодиевскому обществу тайное общество при Киевском университете, входившее в организацию Ш. Конарского. Оно вело пропаганду среди студентов университета и населения, распространяло революционную эмигрантскую литературу, в том числе произведения А. Мицкевича, среди них “Книги народа польского и польского пиллигримства”, давшие мысль кирилло-мефодиевцам написать “Книги бытия украинского народа”. Идея “революционного объединения славян”, пропагандировавшаяся кирилло-мефодиевцами, возникла у них “по примеру и под влиянием такой же идеи декабристов”. Наряду с этим следует подчеркнуть, что “Книга бытия украинского народа” , выражая сущность либерально-буржуазного крыла общества,, содержат ряд ошибочных положений о мессианской роли Украины с якобы присущим ей демократизмом, идеалистически трактуют исторический процесс и вопросы истории Украины.
В июне 1864 г. Н. И. Костомаров после выступления на заседании Совета с пробной лекцией был единогласно утвержден преподавателем русской истории Киевского университета, а с 1 августа того же года его утвердили адъюнктом на кафедре русской истории. В марте 1847 г. Адъюнкт-профессору Н. И. Костомарову на его прошение в Совет университета было выдано свидетельство, разрешающее вступить в брак с А. Л. Крагельской. В марте этого же года Кирилло-Мефодиевское общество в результате доноса подверглось разгрому царской властью. Видные его члены были арестованы, и после следствия были приговорены к заключению или ссылке. Н. И. Костомарова приговорили к годичному заточению в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и административной ссылке в Саратов, где он находился без выезда до 1852 г. (Вначале Н. И. Костомаров был приговорен к бессрочной ссылке в Вятку). Свадьба Н. И. Костомарова с А. Л. Крагельской, назначенная на 30 марта 1847 г., не состоялась, так как накануне он был арестован и в день предполагавшегося венчания отправлен под стражей в Петербург. 24 июня 1848 г. Н. И. Костомарова сослали в Саратов, где он познакомился с А. Н. Пыпиным, Д. Л. Мордовцевым, подружился с Н. Г. Чернышевским. Благотворительное влияние друг на друга Чернышевского и Костомарова не вызывает сомнения, хотя оно и не было равнозначным. Естественно, преобладало и дало ощутимые положительные результаты воздействие на Н. И. Костомарова гиганта свободной мысли Н. Г. Чернышевского.
Основное требование Н. И. Костомарова к историку состояло в том, чтобы его труды имели целью “строгую, неумолимую истину” и не потакали застарелым предубеждениям национального чванства. Относительно замечаний в его адрес о свободном обращении с источниками и сочинительстве истории, то именно в этом ученый видел призвание историка, ибо “сочинять” историю, по его понятию, значит “уразумевать” смысл событий, давать им разумную связь и стройный вид, не ограничиваясь переписыванием документов. Очертить в немногих главах, представить в сжатом виде исторические явления можно только тогда, считал он, когда мы изучили их подробности, когда мы владеем “большим запасом фактов”. Н. И. Костомаров признавал поступательное развитие человеческого общества и отрицательно относился к мнению о возможности поворота вспять хода исторической жизни. Но при этом ученый глубоко ошибался, утверждая, что дело истории — исследовать причины частных явлений, а не причину причин. Он также отвергал теорию, согласно которой следует признавать в истории лучшим все, что случилось позже, но то, что уже свершилось, считал необходимым рассматривать, “как совершенное”. Отсюда, не обольщаясь отменой крепостного права в России, Н. И. Костомаров все же усматривал в этом событии новые зачатки в ее истории. Следовательно, костомаровская схема истории России построенная на теории борьбы двух начал (удельно-вечевого и единодержавного), не исключала своего продолжения.
Из современных ему историков Н. И. Костомаров выделял С. М. Соловьева как представителя государственного направления. Он подчеркивал его заслуги в установлении связей между новым временем и давно прошедшим. Ученый отметил вклад в русскую историю К. С. Аксакова, обратив внимание на “насильственное осветление” славянофилами старины.
Н. И. Костомаров был религиозен, но, несмотря на это, понимал, что “религия, в вульгарном смысле, нисходила до ханжества или бессмысленной приверженности к символической букве” и в форме церкви освящала законность всех условий общественного и политического быта, в которых виделись темные стороны. Он написал по этому поводу: “Видя зло, не могу помириться с бесконечною любовью творца! Есть ли на самом деле промысел божий?”. Н. И. Костомаров написал несколько работ по церковной истории (“Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке: Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой”, “Воспоминания о молоканах”, “История раскола у раскольников” и др.) и, хотя специально не занимался изучением раскола, высказал ряд соображений направивших на правильный путь других ученых.
Безосновательными порой для того времени были обвинения Н. И. Костомарова в сепаратизме, которые сам он находил несообразными и несправедливыми.
В конце 60-х Киевский и Харьковский университеты неоднократно приглашали Н. И. Костомарова к себе, но он не был допущен к преподаванию в университете, о чем он писал: “Министр... объявляет мне, что он не утвердит меня ни в один университет и что если, я хожу по Петербургу, цел и невредим, то за это следует благодарить господа бога”. Затем, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, Министерство народного просвещения закрепило за Н. И. Костомаровым профессорское жалование, лишив его возможности преподавать.
В 1862 г. Н. И. Костомаров взялся за издание научно-популярных книг для народа, в чем был поддержан Н. Г. Чернышевским. Он настойчиво обосновывал и в прессе полезность издания такой литературы. Данное предприятие материально поддержали М. Лазаревский, Ф.Метлинский и многие другие, но вышедший в 1863 г. Циркуляр министра внутренних дел Валуева, запрещавший издание литературы на украинском языке, вынудил его прекратить начатое дело. После 1847 года Н. И. Костомаров постоянно находился под наблюдением тайной полиции.
Основной костомаровской концепцией истории являлось признание у всех народов “федеративных начал”, из которых должна была сложиться федерация. Поэтому он придавал большое значение изучению “удельно-вечевого мира” и видел в этом “важнейшую подмогу для уразумения настоящего”, более того — для “практических целей и в настоящем, и в будущем”. С классовой точки зрения костомаровская федералистическая концепция идейно обосновывала борьбу за буржуазную республику или федерацию таких республик.
Н. И. Костомаров рассматривал Древнюю Русь не как федерацию, сложившуюся в политическое государство, а с наличием “федеративных начал”, из которых могла бы при определенных условиях сложиться федерация. Можно ли ручаться, замечал ученый, за совершенную прочность и незыблемую крепость новейших таких федераций, на которые указывают в опровержение нам, когда мы прилагаем этот термин к русской истории “удельно-вечевого уклада”, “История Америки, — писал он, — не только Южной, но и Северной, Соединенных Штатов, достаточно дает отрицательный ответ. По мнению. Н. И. Костомарова, коварство и насилие будут в государственных отношениях до тех пор, пока люди не додумаются устроить свое общество “на иных началах”.
В начале 1875 г. Н. И. Костомаров тяжело заболел. В это время скончалась его мать Татьяна Петровна. После смерти матери, творческую деятельность историка поддерживала А. Л. Костомарова, обвенчавшаяся с ним 9 мая 1875 г.. В воспоминаниях о Н. И. Костомарове довольно часто встречаем замечания по поводу того, что чем крупнее, импозантнее были события и явления конца 70-х — начала 80-х годов, тем упорнее он углублялся в изучение исторического прошлого, полагая, что, “не уразумев настоящим образом этого прошлого, нельзя уразуметь и настоящего”.
Лето 1883 г. Н. И. Костомаров провел на Украине. Состояние его здоровья резко ухудшилось, но, несмотря на это, зиму он работал в архиве. Весной 1884 г. Историк снова покинул Петербург и уехал на Украину, его мечтой было окончить жизнь в Киеве. По возвращению в Петербург осенью Н. И. Костомарова уже почти не оставляла болезнь, но он трудился, подготовил к печати “Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества”, а также все необходимые материалы для монографии о М. В. Ломоносове, начал писать исторический очерк из времен бироновщины, которому суждено было остаться незаконченным.
В марте 1885 г. Н. И. Костомаров высказал пожелание еще раз увидеть картину И. Е. Репина “Иван Грозный и его сын Иван”, в которой, по его мнению, художественно воспроизведен характер этой исторической личности. В выставочный зал историка внесли на руках и усадили в кресло. По воспоминанию А. Л. Костомаровой, на вопрос находившегося в то время в зале И. Е. Репина: “Какого мнения вы об этой картине, Николай Иванович?” — он ответил: ”Да вот такого, что не хотел умереть, не взглянувши еще раз! А я уже был здесь недавно”.
Отчет о выполнении муниципального задания
МБУК «ЦБ» Соль-Илецкого городского округа за 2019 г.
Наименование показателя |
Результат, запланированный в муниципальном задании на отчетный финансовый год |
Фактическое значение за 2019г. |
Источник информации о фактически достигнутых результатах |
Количество посещений |
216855
|
224914 |
ежемесячные отчеты библиотек |
|
Отдел культуры администрации
муниципального образования
Соль-Илецкий городской округ
Оренбургской области
Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
Соль-Илецкого городского округа
Оренбургской области
№___________________
«___» __________20__г.
461505 г. Соль-Илецк
ул. Уральская, 24
тел. _______________
ПРИКАЗ
12.02.2016 г. № 10 (од)
Об утверждении Положений о платных услугах
в библиотеках МБУК «ЦБ» Соль-Илецкого
городского округа Оренбургской области
Утвердить:
Директор МБУК «ЦБ» Маркина Н.Ф
Галерея на главной
Выставка ко Дню космонавтики
Фестиваль арбуза
Фестиваль арбуза
День героев Отечества
Вечер памяти М.Джалиля
Ночь искусств
День матери
Библионочь